• Главная
  • Рубрики
  • Все сочинения
Экзаменационные сочинения > Тематические сочинения > Фамусов и Чацкий

 

Фамусов и Чацкий

В 1824 году А. С. Грибоедов закончил свою комедию «Горе от ума». Написанная в эпоху подготовки «рыцарского подвига» декабристов, пьеса рассказала о настроениях и конфликтах того напряженного времени. Отзвуки преддекабристских настроений были слышны и в резких обличениях Чацкого, и в испуганных репликах Фамусова и его друзей, и в общем тоне комедии.

В центре пьесы лежит столкновение между сторонниками барской Москвы и группой «новых людей». Непосредственно против старых порядков в комедии выступает лишь Александр Андреевич Чацкий. Тем самым автор подчеркивает исключительное положение людей с прогрессивными взглядами. «В моей комедии,- писал Грибоедов,- двадцать пять глупцов на одного здравомыслящего человека». Самым ярким представителем ретроградов в пьесе является Фамусов. Его образ, по сравнению с другими представителями московского общества, более четко выписан автором.

Добродушный и хлебосольный Фамусов, каким он может показаться в беседе со Скалозубом в начале пьесы, груб с домашними, придирчив, скуп и мелочен. Вот его понимание того, как следует ценить знакомства, родню: Я перед родней, где встретится, ползком; Сыщу ее на дне морском. По-настоящему этого героя не заботит ни судьба дочери, ни служебные дела. Фамусов боится в своей жизни только одного: «Что станет говорить княгиня Марья Алексевна!». Таким образом, в лице Фамусова автор обличил чинопоклонство московского света.

Каждый разговор Фамусова с Чацким заканчивается неминуемым «расстройством» первого. Так, во втором действии герои остаются наедине, и им удается поговорить. Фамусов давно не видел Чацкого, поэтому он еще не знает, каким стал когда-то знакомый ему мальчик.

В своем разговоре герои касаются сначала вопроса о службе. Чацкий сразу же отмечает: «Служить бы рад, прислуживаться тошно». Фамусов, не понимая, что имеет в виду Александр Андреевич, пытается научить его, как надо добиваться «и мест, и повышенья в чин».

Устами Фамусова говорит в этот момент вся барская Москва: А дядя! Что твой князь? Что граф?

Когда же нужно послужиться, И он сгибался в перегиб… Такой и только такой способ служения, как говорит Фамусов, может принести и славу и почет. И так было в эпоху Екатерины II. Но времена изменились. На это и указывает Чацкий, когда в ироничной и несколько злой манере парирует: Но между тем? кого охота заберет, Хоть в раболепстве самом пылком, Теперь, чтобы смешить народ, Отважно жертвовать затылком?

Далее Чацкий в самых метких и остроумных выражениях клеймит «век минувший». Он утверждает, что теперь новое время, что люди больше не лебезят перед покровителями , а добиваются всего в этой жизни только с помощью способностей и ума: Нет, нынче свет уж не таков. Вольнее всякий дышит И не торопится вписаться в полк шутов. Все это герой говорит в таком пылу, что не замечает — Фамусов уже давно его не слушает, он заткнул себе уши. Таким образом, разговор двух персонажей представляет собой фарс.

Этот прием автор использует специально для того, что бы еще четче обрисовать положение Чацких — их доводы не слушают, потому что противопоставить им что-то невозможно. Единственное, чем может обезопасить Фамусов старый привычный режим, так это Строжайше б запретил я этим господам На выстрел подъезжать к столицам. В справедливых, пылких нападках Чацкого на московское общество Фамусов видит опасность, вольность.

Он считает, что причина кроется в том, что Вот рыскают по свету, бьют баклуши, Воротятся, от них порядка жди. Также мы слышим одно из восклицаний Фамусова: «Что говорит! И говорит, как пишет!». Оно относится к речам Чацкого и стоит в ряду таких характеристик этого героя, как «опасный человек», «да он властей не признает!», «карбонари».

Почему же это, с точки зрения Фамусова, ужасно? Позже, в третьем явлении, Фамусов заявит, что причиной сумасшествия Чацкого является «ученье», поэтому все книги надо сжечь. Для века раболепства ученость, мышление, собственное мнение действительно было опасным, потому что тогда за это наказывали. Но и теперь, когда уже нет правления Екатерины, Фамусов все еще боится.

И самое ужасное, что такие люди, как он, занимали высокие посты в обществе, являясь примером для подражания. Таким образом, конфликт между Чацким и его противниками во главе с Фамусовым — это выражение борьбы между толпой и героической личностью, которая хочет изменить существующий порядок вещей, жить лучше, честнее, справедливее. Эта борьба упорна, длительна, но победа нового неминуема.



Фамусов и Чацкий

Другие сочинения по теме:

  1. Чацкий и Фамусов Чацкий близок людям декабристского склада, Фамусов — главный его противник, защитник самодержавно-крепостнических порядков. Уже из 1-го действия комедии становится ясно,...
  2. Чацкий — побежденный или победитель? …Им никуда не уйти от двух главных Мотивов борьбы: от совета учиться «на Старших глядя» и от жажды стремиться… К...
  3. Сочинение на тему «Чацкий — образ «нового человека» Комедия О. С. Грибоедова «Горе от ума» Сыграла выдающуюся роль в деле общественно-политического и морального воспитания нескольких поколений русских людей....
  4. Чацкий не только умен, но и положительно умен » Чацкий совсем не умный человек — но Грибоедов очень умен… Первый признак умного человека — с первого взгляду знать,...
  5. Чацкий и Молчалин: классические образы комедии в современной интерпретации В комедии Грибоедова «Горе от ума» представлены два поколения, резко противопоставленных и враждующих друг с другом. Важно, что эти поколения...
  6. Сочинение на тему: Чацкий против Фамусовского общества Школьное по комедии А. С. Грибоедова «Горе от ума». В комедии Александра Сергеевича Грибоедова «Горе от ума» изображена жизнь общества...
  7. Чацкий и Молчалин Если Фамусов и Чацкий — люди разных поколений, то Молчалин и Чацкий — ровесники. Тем резче контраст между ними. Молчалин...
  8. Чацкий против фамусовского общества Комедия «Горе от ума» дает общую картину всей русской жизни 10-20-х годов XIX века, воспроизводит извечную борьбу старого и нового,...
  9. Чацкий и молчалин. Сравнительная характеристика героев «…Кто так чувствителен, и весел, и остер, Как Александр Андреич Чацкий!» А. С. Грибоедов В комедии А. Грибоедова «Горе от...
  10. Фамусов и Молчалин в комедии А. С. Грибоедова «Горе от ума» А. С. Грибоедов известен нам как автор комедии «Горе от ума», ставящей основные злободневные проблемы XIX в.: государственная служба, крепостное...
  11. Характеристика и значение диалога Фамусова и Чацкого в комедии Грибоедова «Горе от ума» Литературное произведение — «сложный хорошо настроенный музыкальный инструмент». Драматическое произведение «живет» благодаря репликам, которые складываются в диалоги, в сцены и...
  12. Чацкий и Софья Главный герой комедии — Чацкий. С момента появления в пьесе он участвует почти во всех сценах и везде противопоставляется другим...
  13. Почему не состарился до сих пор грибоедовский Чацкий, а с ним и вся комедия? Ум и дела твои бессмертны в памяти русской. Н. Чавчавадзе Малый театр. Гаснет свет. На сцене Виталий Соломин в роли...
  14. Чацкий как представитель «века нынешнего» Комедия «Горе от ума» Александра Сергеевича Грибоедова — яркое и самобытное произведение. Оно не только пережило своего создателя, обессмертило его...
  15. Чацкий и Молчалин Горе от ума Грибоедов А. С Чацкий и Молчалин Чацкий, наделенный темпераментом и живым умом, активно ведет борьбу с фамусовским обществом, но он не видит своего...
  16. Противоположность воззрений Чацкого фамусовской Москве Столкновение Чацкого с фамусовским обществом было неизбежно. Оно принимает все более ожесточенный характер и осложняется личной драмой Чацкого — крушением...
  17. Мои размышления над страницами комедии «Горе от ума» Я думаю, смысл комедии в том, чтобы показать быт Москвы того времени, период русской жизни от Екатерины до императора Николая....
  18. Чацкий — победитель или жертва? Недавно я случайно прочитал дневники некоторых декабристов. И первое, что меня удивило, почти полное сходство мыслей и мнений этих революционеров...
  19. Фамусов и Скалозуб как представители «минувшего века» Фамусов — убежденный крепостник, готовый из-за любого пустяка сослать в Сибирь «на поселенье» своих крепостных слуг, яростный ненавистник просвещения, «низкопоклонник,...
  20. Чацкий — герой своего времени Чацкий начинает новый век — И в этом все его значение и весь ум. И. А. Гончаров В великих произведениях...
« «Мої знання»
Ужасы войны »



  • Новые сочинения:

    • Урок розвитку усного зв’язного мовлення. 5 клас
    • Сочинение Творческий путь писателя — Александр Иванович Куприн
    • Сочинение на тему Все профессии Важны
    • Обрыв краткое содержание
    • Літературна творчість Лермонтова в період юності
    • О стихотворении Николая Заболоцкого «Журавли»
    • В. Быков «Сотников»
    • Сочинение по повести Куприна «Олеся»
    • А я вам говорю, что нет
    • Сочинение на тему Мой любимый фильм
Обратная связь | Карта сайта


© 2009-2019 | Экзаменационные сочинения