Фантастический гротеск в творчестве Фридриха Дюрренматта
Дюрренматт заметил однажды, что «парадокс — феномен сегодняшнего мышления. Сегодняшняя драматургия — драматургия парадоксов». Это определение целиком можно применить и к его пьесам. В них парадокс — не просто остроумная игра, а средство приблизиться к болезненным проблемам современной эпохи. «В парадоксальном, — отмечал швейцарский драматург, — показывается действительность». Дюрренматт писал комедии. Он считал, что лишь этот драматический жанр возможен в театре XX века («сегодня нам к лицу только комедия»), обосновывая невозможность создания трагедии в современной литературе отсутствием трагического героя («расписание нашего столетия, которое танцует последний танец белой расы, не знает ни виновных, ни ответственных»). Но комедии Дюрренматта трагические, они приближаются к жанру трагикомедии или трагифарса. Недаром он говорил, что комедия — это «своеобразная форма выражения отчаяния».
Известнейшей пьесой Дюрренматта является «Визит старой дамы». Интересно, что автор определил ее жанр как «трагическую комедию». Основу ее содержания представляет грехопадение жителей выдуманного провинциального городка Гюллен. Сюда, в свой родной город, после сорока лет отсутствия прибывает «старая дама» Клер Цаханасян, самая богатая женщина мира. Она имеет цель — реализовать план мести. Когда-то она, юная Клер Вешер, дочь бедного каменщика, и молодой Альфред Илль любили друг друга.
Она ждала от него ребенка. Но любовь была раздавлена: Альфред вступил в брак с другой — дочерью зажиточного торговца. Ребенок умер через год в приюте, а Клер стала проституткой. В доме разврата она встретила старого банкира Цаханасяна, который вступил в брак с ней. По его смерти Клер унаследовала огромные средства и стала настоящей повелительницей мира. И вот, прибыв в Гюллен, она предлагает жителям заброшенного города, где все имущество давно заложено, где единственный завод много лет не работает, а мимо вокзала, не останавливаясь, мчатся поезда, — миллиард за… убийство Альфреда Илля. Это ужасное предложение вызывает негодование у гюлленцев. «Мы пока еще живем в Европе, — говорит мэр. — Мы еще не стали язычниками… Мы лучше будем жить бедными, чем запятнанными кровью», и каждый горожанин сначала проявляет благородные порывы…
Но постепенно один из жителей Гюллена появляется в новых желтых ботинках, другой курит дорогую сигару, а отношение к Альфреду Иллю изменяется, начиная от членов его семьи, которые от сочувствия переходят к раздражению, и вот уже старый городской учитель говорит ему: «Я скажу вам… очень важную вещь. Вас убьют. Я знаю это с самого начала! Вы тоже знаете это давно, хотя ни один человек в Гюллене не хочет этому верить. Слишком велик соблазн, слишком безвыходная наша бедность». Спустя некоторое время этот учитель, ссылаясь на античных классиков, обосновывает необходимость убийства на торжественном собрании гюлленцев. «Визит старой дамы» — замечательный образец исследования общественной психологии. На смену распространенной поговорке «не в деньгах счастье» приходит утверждение «мы не можем терпеть среди нас преступника». Процедуру первых гюлленских собраний, где единодушно отвергли страшное предложение, повторяет ход последующих с противоположным решением. Итак, «трагическая комедия» Дюрренматта — не просто фантастический гротеск. Она посвящена распространенному в реальности XX столетия явлению — способности людей, толпы изменять под давлением обстоятельств свои убеждения.
Фридрих Дюрренматт известен своими пьесами «Так как сказано…» (1947), «Слепой» (1947), » Ромул Великий» (1948), «Брак господина Миссисипи» (1950), «Ангел приходит в Вавилон» (1953), «Геркулес и Авгиевы конюшни» (1954), «Играем Стриндберга» (1955), «Визит старой дамы» (1956), «Авария» (1956), «Франк V» (1959), «Физики» (1962), «Метеор» (1966), «Портрет одной планеты» (1970), «Отсрочка» (1977).
Фантастический гротеск в творчестве Фридриха Дюрренматта