Фантастическое в произведениях Пришвина
В 1945 г. появляется «сказка-быль» » Кладовая солнца «, по которой в 1947 г. был создан киносценарий «Серый помещик». Ее основная тема — становление детских характеров, единство человека и природы. Олицетворение природы роднит «Кладовую солнца» с произведениями фольклора.
Задача автора состояла в создании современной сказки, в которой символ и вымысел не разрушают реалистической основы сюжета.
Центральным мотивом этого произведения, как и многих других, является мотив пути-дороги. Он соединяет в себе многое: размышление о жизненном пути, пути рода человеческого, пути матери-Родины. Автор сумел не только изобразить видимый пейзаж, но и воспроизвести звуки лесной жизни.
Голоса птиц и животных позволяют физически ощутить обстановку леса, создавая тем самым особый эмоциональный настрой. Таким образом, пейзаж и человек предстают в неразрывном единстве.
Пришвин рассказывал об особенностях этой книги: «Сказка тем сказка, что она подчинена ритму, не как рассказ, механическому, а песенному. Я это понял по «Кладовой солнца». Я буду говорить о значении сказки при моих попытках творчества, но я должен предупредить, что сказку я понимаю в широком смысле слова как явление ритма, потому что сюжет сказки с этой точки зрения есть не что иное, как трансформация ритма».
Произведение было удостоено первого места на конкурсе Министерства просвещения РСФСР на лучшую книгу для детей.
В 1953 г. завершена работа над повестью-сказкой «Корабельная чаща» , опубликованной в 1954 г. уже после смерти писателя. В основу «Корабельной чащи» легли впечатления от путешествия в леса по бассейну реки Пинеги. «Кладовую солнца» и «Корабельную чащу» объединяют одни герои. Внешне схожи и сюжеты обоих произведений. Настя и Митраша отправляются в дальние странствия, а новый герой Ве-селкин ставит перед собой цель — найти Корабельную чащу, с которой связана надежда на победу в войне.
Развитие мотива «поиска правды» приобретает некий философский характер. Герой «Корабельной чащи» в определенной степени условен — властелин природы и Земли, но в то же время и ее часть.
Сказочная форма характерна для послевоенного творчества Пришвина, так как именно в ней писатель видит неограниченные возможности для соединения мечты и реальности, для осуществления идеи религиозного преображения мира.
В течение почти 20 лет Пришвин работал над романом-сказкой «Осударева дорога» . В основе произведения лежат впечатления от двух поездок в Заонежье и на строительство Беломорканала. Этот роман является авторской исповедью и трудом всей жизни.
В произведении переплетены история и биографии современников.
По законам жанра романа-сказки главное в «Осударевой дороге» не сюжет и не конкретные исторические детали, а философские раздумья. Столкновение нового социального устройства со старым укладом жизни, этикой, моралью составляет основу конфликта произведения.
Рождение нового человека — сквозная тема произведения — решается Пришвин в духе христианства. К сожалению, сдержанность писателя, вызванная цензурными запретами, затрудняет верное восприятие глубокого религиозно-философского подтекста.
В 1942 г. в дневниковой записи Пришвин, задумавшись над стихами Тютчева, описал тем самым и свою творческую эволюцию: «…еще читал Тютчева. Проследил, что в первых стихотворениях у него был параллелизм: природа и вслед за тем человеческая душа, а в последних совершенно природа и человек соединяются в единство. Я тоже так шел, достигнув совершенства в детских рассказах».
Фантастическое в произведениях Пришвина