Фантазер и мечтатель Петя в повести «Белеет парус одинокий»
Читатели хорошо помнят содержание повести, поэтому, обращаясь к чтению той или иной главы, Читатель должен предварительно обозначить цель чтения, чтобы они могли представить характер той умственной деятельности, которую будут осуществлять в процессе восприятия намеченной главы. Так, выделяя для чтения главу «Море», мы предлагаем им вести наблюдения в двух направлениях: с одной стороны, отмечать все те художественные детали, которые дают нам представление о Пете, его внешности, особенностях характера, увлечениях; с другой стороны, обратить внимание на картины моря, нарисованные писателем, на то, какие изобразительные средства находит он для создания подобных картин.
Как видим, эта глава знакомит нас с одним из главных героев повести, вводит в обстановку, предшествовавшую грозным событиям, а также позволяет остановиться на картинах моря и дать ученикам представление о пейзаже. Первые наблюдения у себя над текстом повести чрезвычайно важны. Они дают наглядное представление о значении детали: светло-зеленый силуэт трехтрубного броненосца с красным флажком на мачте и тот же броненосец йуетой, без команды, с машинами, залитыми водой, со спущенным флагом восстания… окруженный тесным конвоем дыма; батраки, которые срывали с себя фуражки и рубахи и, с яростью размахивая ими, приветствовали инсургентов, и те же люди, молча смотревшие ему вслед.
На основании прочитанного Читатели придут к выводу: пытливый и чуткий ко всем изменениям, происходящим вокруг, Петя наблюдает волнение людей при виде броненосца, и это заставляет его задуматься, почему корабль притягивал к себе напряженные взоры.
Нужно, чтобы Читатели поняли, что Петя, с которым мы встречаемся в начале повести, еще далек от осознания революционного значения броненосца «Потемкин», что он для мальчика пока лишь одна из тайн, которая волнует в силу своей необычности и загадочности. Однако Петя чувствует непреодолимое желание проникнуть в эту тайну, вот почему наблюдательность мальчика особенно обостряется.
Петя весело провел лето на даче. Мы видим его в то самое утро, когда семейство Бачей собирается домой, в Одессу. Внешне Петя подготовлен к встрече с городом, но внутренне он продолжает чувствовать себя свободным, независимым, «человеком природы». Ему мешает городской костюм . Костюм означает для Пети конец привычной свободе, разлуку с морем, а оно здесь, на даче, было особенно близким и давало богатую пищу буйному воображению.
Вот и сейчас фантазер и мечтатель Петя, придя в последний раз на «чудеснейший в мире пляж», рассматривает таинственные следы, прощается с морем. Мальчик горячо любит, море и понимает его поэтическую красоту.
Рисуя море, писатель тонко и живописно передает игру его красок . Он одухотворяет море, наделяя его свойствами живого существа. Оно может быть ласковым, может сердиться, гневаться. В хорошую погоду море играет барашками; в шторм — взбаламученные волны волокут и швыряют вдоль берега глянцевитое тело дохлого дельфина.
Мощные звуки слышит читатель, воспринимая картину разбушевавшейся стихии .
Показывая цветной диапозитив «Черное море», можно предложить ученикам описать картину, используя слова и выражения из главы «Море». Читатели не раз осмысливали в процессе анализа произведений функциональную значимость художественных описаний природы. Достаточно вспомнить, что картина летней ночи в конце рассказа «Муму» Тургенева помогает нам понять обновленное состояние души Герасима, а грустная осенняя природа Кистеневской рощи дает возможность еще глубже прочувствовать горечь утраты молодого Дубровского.
Такие наблюдения расширяли представления учащихся об эмоциональном мире героев, помогали понять то, что прямо не высказано и не названо писателем.
Работая над повестью Катаева » Белеет парус одинокий «, мы имеем возможность сформулировать и само понятие «пейзаж в художественном произведении», определить его основную функцию: пейзаж помогает писателю не только рассказать о месте и времени изображаемых событий, ио и глубже понять переживания героев. Так, прощаясь с морем, Петя грустит. Он вспоминает стихотворение Лермонтова:
Белеет парус одинокий В тумане моря голубом…
Эти строки раскрывают печальную взволнованность мальчика, его нежелание покинуть полюбившиеся места.
Фантазер и мечтатель Петя в повести «Белеет парус одинокий»