Философичность произведений С. Есенина
Кого жалеть? Ведь каждый в мире странник —
Пройдет, зайдет и вновь оставит Дом.
О всех ушедших грезит конопляник
С широким месяцем над голубым прудом.
С. Есенин
Есенина с его мудрыми и глубокими стихами можно с полным правом назвать поэтом-философом, поскольку он не только был погружен в мир своих внутренних переживаний, но и старался найти для себя ответы на многие вопросы, которые всегда занимали человечество: что такое человек? что такое жизнь и смерть? объективен ли мир, в котором мы живем, или это лишь сон, фантазия, мираж? В своих стихотворениях С. Есенин ведет своеобразный поэтический диалог с миром — с человеком, природой, землей, Вселенной.
Там, где вечно дремлет тайна, Есть нездешние поля. Только гость я, гость случайныйНа горах твоих, земля.
Небывалая искренность тона, редкий дар непосредственного видения мира, способность смотреть на явления и вещи непредвзятым взглядом, неожиданно извлекать красоту и радость из обыденных, простых предметов, метафоричность и образность стихотворений, умение заглядывать в будущее — вот далеко не полный перечень особенностей, делающих интимное, глубоко личное творчество великого поэта общечеловеческим достоянием.
И потому, что я постиг, Что мир мне не монашья схима, Я ласково влагаю в стих, Что все на свете повторимо.
По Есенину, человек — дитя природы, один из лучших ее плодов. Именно поэтому вся его жизнь подчиняется вселенским законам, по которым живут деревья, травы, животные: «А люди разве не цветы?» Люди-цветы в стихотворениях поэта умеют ходить, они грустят и надеются, живут привычной жизнью и совершают революцию.
Я видел, как цветы, ходили, И сердцем стал с тех пор добрей, Когда узнал, что в этом миреТо дело было в октябре. Цветы сражалися друг с другом, И красный цвет был всех бойчей. Их больше падало под вьюгой, Но все же мощностью упругойОни сразили палачей.
В жизни каждого человека есть свои «времена года», которые зависят не от возраста, а от состояния души. Весна — пора надежд, душевной юности, мечтаний, радости: «Глупое сердце, не бейся! Все мы обмануты счастьем». Лето — это зрелость, пора расцвета, насыщенная яркими и сочными красками:
Душа грустит о небесах, Она нездешних нив жилица. Люблю, когда на деревахОгонь зеленый шевелится… О, если б прорасти глазамиКак эти листья, в глубину.
Осень — пора подведения итогов, время, когда человек оглядывается назад и оценивает прожитую жизнь, пожиная плоды своих поступков, мыслей, чувств. Осень у каждого разная: холодная и дождливая или же золотая.
Все мы яблоко радости носим, И разбойный нам близок свист. Срежет мудрый садовник осеньГоловы моей желтый лист.
Есть в жизни человека и зима — время покоя, затишья, сна, когда душа и сердце отдыхают, накапливая силы для нового пробуждения, расцвета, для грядущей весны с ее «буйством глаз и половодьем чувств».
Вот так же отцветем и мыИ отшумим, как гости сада…Коль нет цветов среди зимы, Так и грустить о них не надо.
Читая глубокие по смыслу и задушевные стихотворения С. Есенина, понимаешь, что в этом мире все относительно. Каждый человек строит свой мир, видит и слышит по-особенному, как никто больше не умеет. Но ведь и понятия хорошего и плохого, добра и зла тоже субъективны, зависят от нашего отношения к предметам и явлениям.
…Я смущенно откроюсь навек:Если б не было ада и рая, Их бы выдумал сам человек.
Именно поэтому поэт так трагически переживает все те несчастья, на которые обрекает себя цивилизация: подлость и обиды, болезни и войны. И это вместо того, чтобы охранять и беречь свою Землю, природу, друг друга…
Я думаю:Как прекраснаЗемляИ на ней человек. И сколько с войной несчастныхУродов теперь и калек! И сколько зарыто в ямах! И сколько зароют еще!
И чувствую в скулах упрямыхЖестокую судоргу щек.
Поэзия Есенина поразительно конкретная и вместе с тем вселенская, космическая. На судьбу поэта выпало множество испытаний, разочарований, горестей, но было и много счастья, любви, надежд. Вероятно, этим и можно объяснить философский взгляд поэта на жизнь даже в его последнем, трагическом, в прямом смысле написанном кровью стихотворении:
До свиданья, друг мой, до свиданья. Милый мой, ты у меня в груди. Предназначенное расставаньеОбещает встречу впереди.
До свиданья, друг мой, без руки, без слова, Не грусти и не печаль бровей, — В этой жизни умирать не ново, Но и жить, конечно, не новей.
Философичность произведений С. Есенина