Философия мира в поэзии Рильке
Имя Р. М. Рильке — одного из величайших лириков XX века — стоит рядом с именами П. Верлена, Э. Верхарна, А. Блока. В творчестве этих поэтов нашла отражение знаменательная, грозовая эпоха конца XIX — начала XX века. Переживание исторического перелома делает необходимым обращение поэта к осмыслению первоначал бытия, к философскому постижению мира. В сборнике » Часослов » Р. М. Рильке напряженно размышляет над природой высшей духовной силы мира-Бога. Герой»Часослова», монахи паломник, находится в непрерывном общении с Богом, все время беседует с ним, обращается к нему с вопросами. Прежде всего поражает набор эпитетов, какими Р. М. Рильке наделяет своего Богов. Бог у не го «тишайший», «глубочайший», «молчаливый», «боязливый», «сумеречный». В этик эпитетах нет ничего, что свидетельствовало бы о величии, блеске или великолепии Бога. Правда, в одном стихотворении поэт восклицает:
«Боже, ты велик», — но тут же поправляется: Но ты так темен…»
«Темный» — вот основная характеристика Бога в «Часослове». В отличие от общепринятого сочетания понятий: Бог, свет, с одной стороны, и дьявол, мрак — с другой у Р. М. Рильке Бог всегда сочетается с темнотой. Только предстает Бог — темный, тихий и тоже смиренный. Бог подобен одинокому молчаливому соседу. В одном из стихотворений «Часослова» Р. М. Рильке пользуется древней мифологической символикой, сравнивая мир с деревом, при этом Бог-переплетение корней этого дерева, уходящих в ночную тьму. Иначе говоря, Бог «Часослова» — это глубинное творческое начало.
В поэзии Р. М. Рильке предметом философского осмысления становится мир вещей. «Я так люблю слушать, как поют вещи», — пишет он в одном из стихотворений. Вещи отрешенны, невозмутимы, полны тихого достоинства. Настоящий поэт должен, по Р. М. Рильке, подражать вещам, создавая стихотворения — вещи. В сборнике «Новые стихотворения» в этом жанре написаны «ранний Аполлон», «Лебедь», «Газель», «Единорог», стихи о Шартрском соборе. Они отличаются пластичностью, яркостью словесных образов, передающих осязаемость и зримость предметов реального мира.
Но что же такое в этом мире человек? Эту философскую проблему Р. М. Рильке решает в сборнике «Дуинезские элегии». Человек одинок, бесконечно одинок. Даже звери чувствуют, что человеку не так уж уютно в созданном им » мире значений и знаков». А что осталось от мира вещей?
Нам остается, быть может, Дерево там, над обрывом, которое мы ежедневно Видели бы; остается дорога вчерашнего дня Да прихотливая верность упрямой привычки. Которая к нам привязалась и бросать не хочет.
Итак, вещи бренны и недолговечны. И задача поэта состоит в том, чтобы спасти вещи от гибели, одухотворив, сделав их невидимыми. В программном стихотворении «Поворот» об этом говорится так:
Зрение свой мир сотворило, Сердце пускай творит Из картин, заключенных в тебе.
Итак, Р. М. Рильке в своих стихах создал своеобразную философию. Бог, человек, мир явлений все это поэтом осмыслено и пережито. Присущая Р. М. Рильке духовная широта, глубина мысли, и непосредственность чувства ставят его в число наследников великих гуманистических традиций европейской литературы прошлого.
Философия мира в поэзии Рильке