Философская лирика Пушкина
Урок в 9-м классе
Д Ень рождения для наших ребят — это долгожданный праздник. Одно из главных удовольствий — получение подарков. Спросим наших учеников: почему в русском языке есть два слова от одного корня — «подарок» и «дар»? Чем они отличаются?
В словаре Ожегова слово «дар» отмечено как высокое. Можно ли получить дар «напрасно», «случайно»? На уроке, посвященном «маленькой трагедии» Пушкина «Моцарт и Сальери», мы обращали внимание на горькое восклицание Сальери: «Где ж правота, когда священный дар, когда бессмертный гений — не в награду любви горящей, самоотверженья, трудов, усердия, молений послан — а озаряет голову безумца, гуляки праздного?.. О Моцарт, Моцарт!» Упрек обращен ко Всевышнему.
Как понять Его замысел о человеке? «Ведь где дар, там и Даритель. Дар требует жестов почитания, вольно или невольно они адресуются его источнику» — точная формулировка Ирины Роднянской из статьи «И Кушнер стал нам скучен» .
«Напрасным» и «случайным» даром называет Пушкин жизнь в стихо-творении, помеченном 26 мая 1828 года . Прочитаем это стихотворение, обратим особое внимание на эпитеты. Власть Дарителя названа враждебной. Почему? Потому что жизнь осуждена на казнь.
Для чего же тогда сердце, наполненное страстью? Взволнованный сомненьем ум? А в третьей строфе сердце названо пустым, ум праздным. Не «музыка сфер», не гармония, а шум, который звучит на одной ноте и томит тоскою. К кому обращены эти повторяющиеся вопросы «зачем? зачем?».
Жизнь бесцельна и тосклива. Известно трогательное послание митрополита Филарета, увещевающее Пушкина, вселяющее в его душу веру и надежду:
Не напрасно, не случайно Жизнь от Бога мне дана, Не без воли Бога тайной И на казнь осуждена.
Сам я своенравной властью Зло из темных бездн воззвал, Сам наполнил душу страстью, Ум сомненьем взволновал.
Вспомнись мне, забвенный мною! Просияй сквозь сумрак дум — И созиждется Тобою Сердце чисто, светел ум!
Пушкин не может остаться неблагодарным. 19 января 1830 года он пишет стихо-творение «В часы забав иль праздной скуки…», в котором уподобляет послание Филарета благоуханному елею, врачующему раны совести. Благостный финал!
Но перед этим в письме к Е. М. Хитрово, общей знакомой Пушкина и Филарета, на ее просьбу ответить митрополиту иронически замечает: «Стихи христианина, русского епископа, в ответ на скептические куплеты! — это, право, большая удача».
Можно ли уповать только на внешнюю помощь? Может ли кто-то мудрым советом, личным примером полностью заменить внутреннюю работу души, личную ответственность? Обратимся к позднему стихотворению Пушкина «Напрасно я бегу к сионским высотам…» . (Н. Н. Петрунина убедительно доказывает, что это не отрывок, а законченное стихотворение. См. статью «О стихотворениях Пушкина» в книге: Петрунина Н. Н., Фридлендер Г. М. Над страницами Пушкина.
Л., 1974. Там же дан и интересный анализ этого стихотворения.)
Спросим у учеников: что значит выражение «сионские высоты»? Путь к Сиону — путь к Богу, к Божественной гармонии. Опять мы видим слово «напрасно». Что оно значит в этом стихотворении? Стремление к идеалу и невозможность его достичь.
Почему? «Грех алчный гонится за мною по пятам». Почему в третьем стихе упоминается «песок сыпучий»? Да, это пустыня, в которой лев преследует оленя. Но это и «пустыня мрачная», в которой влачился, томимый духовной жаждою, герой «Пророка».
Грех преследует человека с той же неизбежностью, с какой лев «следит оленя бег пахучий». Н. Н. Петрунина обращает внимание на зеркальность построения четверостишия. Но это же смысловой и синтаксический параллелизм — один из важных художественных приемов Библии! Исследователь отмечает источники из Псалтири: «Олень символизирует в псалмах душу, стремящуюся к Богу .
И наоборот, льву уподобляется нечестивый, преследующий бедного праведника , грех, подстерегающий его на пути к спасению: «Не удаляйся от меня; ибо скорбь близка, а помощника нет. Множество тельцов обступили меня; тучные Васанские окружили меня, раскрыли на меня пасть свою, как лев, алчущий добычи и рыкающий» (Пс.
21, 12-14).
Интересны размышления Петруниной о связи этого стихотворения с другими, входящими в «каменноостровский цикл», в частности со стихотворением «Из Пиндемонти». Но об этом будем говорить с учениками в будущем году, в десятом классе. На следующем уроке мы будем читать стихотворение «Я памятник себе воздвиг нерукотворный…», в котором опять упоминаются библейские образы — Божье веление и нерукотворный памятник — как символы глубоких раздумий Пушкина о человеке и его предназначении.
Философская лирика Пушкина