Философская проблематика лирики Пушкина, тема свободы в лирике Пушкина
План
I. Основополагающие философские проблемы в творчестве Пушкина.
II. Эволюция представлений о смысле жизни.
1. Гедонистическое мировоззрение молодого поэта.
2. Мысли о жизни и смерти в зрелом возрасте.
3. Прорицание грядущего.
4. Разноплановость темы свободы в лирике Пушкина.
5. Неприятие пассивности и молчаливой покорности масс.
III. Актуальность философских мотивов в творчестве Пушкина.
Стихотворения А. С. Пушкина приятны и легки для понимания, вызывают восхищение богатой образностью и неповторимой мелодикой. Однако вместе с тем великий русский поэт как исключительно образованный, глубоко мыслящий человек затрагивает в своем творчестве основополагающие философские проблемы. В философской лирике Пушкин передает свое видение мира, задумывается о смысле жизни, о непрерывной смене времен и поколений, о свободе, гражданской ответственности, роли поэта в жизни…
В ранних произведениях прослеживается гедонистическое мировоззрение молодого поэта:
…Наслаждайся, наслаждайся;Чаще кубок наливай;Страстью пылкой утомляйсяИ за чашей отдыхай.
Таково понимание смысла жизни у шестнадцатилетнего Пушкина. Но в годы ссылки поэт проникается настроением романтизма. В его стихах намечается трагическая отчужденность героя от мира, неприятие им жизни «простых смертных», желание быть исключительным, предназначенным для великих дел:
Я вас бежал, питомцы наслаждений, Минутной младости минутные друзья…
В конце 20-х годов, пережив многие потрясения, поэт все чаще задумывается о жизни и смерти, о нелегкости человеческого пути:
Мой путь уныл. Сулит мне труд и гореГрядущего волнуемое море.
Но это не значит, что нужно опустить руки и самому морально опуститься, впасть в апатию! В том же стихотворении А. С. Пушкин уверенно говорит: «Я жить хочу, чтоб мыслить и страдать». Позже другое светило русской литературы — Ф. М. Достоевский — произнесет крылатую фразу: «Только страдания делают человека человеком».
Пушкин очень остро ощущает скоротечность земной жизни. Взор поэта будто пронзает тонкую ткань бытия и видит грядущее:
Младенца ль милого ласкаю, Уже я думаю: прости! Тебе я место уступаю:Мне время тлеть, тебе цвести.
Очень важное место среди философских мотивов лирики А. С. Пушкина занимает тема свободы. Но рассматривает он ее под очень разными углами:
Ты царь: живи один. Дорогою свободнойИди, куда влечет тебя свободный ум…
Так наставляет он собратьев по перу в стихотворении «Поэту». Эта свобода заключается в отречении от непонимающего мира, от толпы. Развивает Пушкин эту точку зрения до анархических ноток и в стихотворении «Из Пиндемонти»:
Иная, лучшая, потребна мне свобода:Зависеть от царя, зависеть от народа — Не все ли нам равно? Бог с ними. НикомуОтчета не давать, себе лишь самомуСлужить и угождать…
Но как меняется тон поэта в произведении «Вольность»! Здесь уже ярко выражена гражданская, политическая позиция Пушкина, здесь он уже не пренебрегает народом, а ратует за его благо, за его свободу:
Хочу воспеть Свободу миру, На тронах поразить порок…
Здесь же он утверждает такой актуальный поныне политический канон, как верховенство права:
Лишь там над царскою главойНародов не легло страданье, Где крепко с Вольностью святойЗаконов мощных сочетанье <…>Владыки! Вам венец и тронДает Закон — а не природа…
Но насколько сильно стремится поэт донести до людей свои свободолюбивые идеи, настолько сильно он негодует, столкнувшись с равнодушием, пассивностью и молчаливой покорностью масс:
К чему стадам дары свободы? Их должно резать или стричь…
Как видим, творчество Пушкина исключительно богато философскими мотивами. В стихотворениях разных периодов прослеживается творческое и мировоззренческое становление поэта, и его идеи остаются актуальными по сегодняшний день.
Философская проблематика лирики Пушкина, тема свободы в лирике Пушкина