Философская сказка Верешмарти «Чонгор и Тюнде»
«Чонгор и Тюнде» — сказка с глубоким философским подтекстом, где сконденсировались приобретенные фольклором народный опыт, вековечная мудрость. Сами образы драмы-сказки — творческое переосмысление народнопоэтических пересказов и поверий (волшебная яблоня, которую посадила любимая девушка; страна фей, царство звезды; олицетворение сил зла — ведьма и чертята, которые стараются разрушить счастье влюбленных), а литературным источником для драмы стало сочинение Альберта Гергеи «Аргируш, королевский сын» (XVI ст.), созданный также по народным мотивам. На него опирается сюжетная линия «Чонгора и Тюнде»: юноша с чистым и отважным сердцем, Чонгор, отправляется искать счастье, олицетворением которого является любимая фея — Тюнде.
Философское содержание сказки в том, что романтические герои, в поисках счастья, добра, красоты, бросают небо ради земли, хотя на ней нет ни бессмертия, ни идеального совершенства и все здесь проходящее. Не случайно в драме-сказке Верешмарти одну пару влюбленных — Чонгора и Тюнде, которые витают в заоблачных далях идеальных помыслов и чувств, сопровождает другая: их слуги, Балга и Илма, наделенные комедийно-бытовыми чертами. Это крестьянская супружеская пара помогает влюбленным найти правильный путь, благодаря чему мечта и реальность в драме пусть условно, но все же гармонично уравновешивается. Не становясь бестелесной, но и не растворяясь в грубом эгоизме, красота выступает в образе самоотверженной, возвышенной, и все же таки реальной земной любви, которая преодолевает препятствия и торжествует над злом и хаосом. В этом высоком гуманизме — настоящая народность драмы-сказки Верешмарти. Народное ее содержание раскрывается и в противопоставлении Чонгора символическим образам Торгаша, Властелина и Мудреца: его большой любви — корысти, властолюбию и предполагаемой, скептической, агностической учености. Возражая корысть, пессимистические премудрости, поэт утверждал, что счастье — в служении живой жизни, в вере в лучшее назначение человека.
Венгерский романтизм в творчестве Верешмарти 30- 40-х годов, стал приобретать деятельно-гуманистическую направленность. Именно тогда созданы и наилучшее произведения патриотичной лирики. Одни из них возвеличивали борьбу ради славы отчизны, волю к победе («Венгерский герб», 1832). Стойкость воспевает и знаменитый «Призыв» (1836) с его жесткой дилеммой: «Здесь жить или умереть».
«Призыв». Поэтическая клятва в преданности свободе, стал настоящей патриотичной песней. Патриотичный призыв работать звучит и позднее («Любовь к отчизне», «Пророчество», 1847). Другие стихи — скорее сатирические, обвинительные («К скуке», 1841; «Судьба и мадьяр», 1845). В них поэт разоблачает закостенелость отсталой части дворянства, умственный и общественный застой. Вместе с тем в патриотичной лирике Верешмарти имеется и трагическая тема.
Она прослеживается, например, в «Бездомном» (1835). Романтический образ бездомного путешественника-изгнанника выражал и печаль гражданина, и трагедию венгерского национально-освободительного движения. Не менее трагичен и оригинален поэтический образ «живой статуи» (одноименный стих 1841 г.), который передает боль и мучение Польши, которая потеряла независимость. 40-е годы, бушующее преддверие революции, — время расцвета философско-политической лирики Верешмарти, а также его драматургии. Расширяются духовные горизонты поэта. Раздумья над историей подводят его к выводу: ради блага человечества необходимо дать «счастье большинству». Изображая картину счастливого будущего, в стихотворении «К Гутенберговому альбому» (1840), он, в частности, утверждает, что настоящего триумфа книгопечатанья достигнет тогда, когда
…на совет соберутся народы земли отовсюду
Пройдет перекличка громкая, Небо штурмует высь; Слово одно, громогласное, Из гула вырвется: «Правда!» Ожидаемая с давних времен, Вестница сойдет с небес. (Пер. Ю. Шкробинца)
Философская сказка Верешмарти «Чонгор и Тюнде»