Философские и моральные проблемы в романе Оскара Уайльда «Портрет Дориана Грея»
Однажды в мастерской своего приятеля Оскар Уайльд увидел натурщика, который поразил его совершенством своей внешности. Писатель воскликнул: «Как жаль, что и ему не пройти старости со всей ее уродливостью!» В ответ художник ему сказал, что хорошо было бы каждый год рисовать такие странные портреты, чтобы природа только на них отбивала свои зарубки, тогда внешность «херувима», которого только что увидел Уайльд, вечно оставалась бы молодой. В своем романе «Портрет Дориана Грея» английский писатель показал чрезвычайную силу настоящего искусства. «Искусство — это не игрушка, не прихоть, это непременное условие человеческой жизни. Это наглядное воспитание морали». По мнению Уайльда, самое искусство облагораживает сердце и душу человека, поэтому нельзя уничтожать художественные полотна, «нельзя швырять традиционного камня» в произведения художников. Главным в убеждениях писателя было служение красоте, которая, за его утверждением, высшая за добро и истину; если красота не побуждает человека искать этическую, духовную правду, она становится никчемной.
Портрет молодого мужчины Дориана является своеобразным идеалом красоты. Своим совершенством он поражает даже самого хозяина. «При первом взгляде на портрет он невольно сделал шаг назад и вспыхнул от удовлетворения. Глаза его заблестели так радостно, якобы он впервые увидел себя». Дориан был пораженный своим портретом, а мысль, которая через несколько лет его красота начнет вянуть, вызвала ужас. Ему стало трусливо, что года понесут за собой красные уста и золотистый роскошный волосы, а сам он станет отвратительным, жалким и страшным. Эта мысль беспокоила его, «словно ледяная рука легла ему на сердце». И тогда Дориан подумал, что было бы чудесно, если бы старел только портрет, а сам он навсегда оставался молодым. За осуществление этого желания, как ему сдалось, он все отдал бы, даже свою душу. Герой романа умеет ценить не только мастерство талантливого художника, а и музыкальные произведения. Он по несколько раз слушает пьесы Вагнера, Шумана; ощущает высочайшее наслаждение от общения с прекрасным. Автор показывает, что в начале романа для его героя главнейшей есть именно красота искусства.
Дориан предусматривал разрушение гармонии красоты в будущему, и он не ошибся. Когда неумолимое время наложило свой отпечаток на внешность Сибилы Вейн, Дориан бросает ее. Оскорбленная женщина не выдерживает такой жестокости со стороны любимого человека и гибнет. Этот ужасный случай справил на Дориана сильное впечатление и, сидя дома в кресле, он увидел, что его портрет якобы изменился. «Выражение лица было другим — в складке рта чувствовала жестокость». Так, он когда-то хотел, чтобы следы страданий и тяжелых дум отбивались бы только на полотне, но неужели, же его желания исполнилось? Страшно было поверить в невозможное, но вот перед ним его портрет со складкой жестокости возле губ: Дориану стало жутко от подмеченного нарушения гармонии искусства, которое было вызвано нарушениям гармонии чувств. Портрет становится зеркалом души героя, его совестью. На самом деле же он стал двойником молодого денди, его «дневником», какой он старательно скрывает от человеческого глаза. Дориан очень изменился, жестокость начала в нем давить добрые человеческие качества. Будучи косвенно виноват в смерти Сибилы Вейн, он своими поступками приводил к самоубийству и приятеля. От каждого проявления цинизма бессердечности, бесчеловечности портрет изменялся. И когда эмоциональный залог Дориана достигает высшей точки, он прокалывает картину ножом, и умирает безмолвном порыве страдания.
В последних строках романа Оскар Уайльд говорит, что портрет Дориана остался неповрежденным, в то время как «на полу с ножом в груди лежал мертвый человек. И только по кольцам на руках слуги определили, кто это». Настоящее искусство нельзя убить, опозорить, уничтожить, так как, как на протяжении всего произведения подчеркивает автор, искусство выше за жизнь, оно вечное и способно волновать чувство многих людей.
Философские и моральные проблемы в романе Оскара Уайльда «Портрет Дориана Грея»