Философские мотивы в лирике А. С. Пушкина и М. Ю. Лермонтова
Я понять тебя хочу,
Смысла я в тебе ищу.
А. С. Пушкин
Великие русские поэты были великими мыслителями. Ведь большой поэт — это всегда неповторимая человеческая личность, и его раздумья о смысле жизни, о своем месте в ней, о чести и бесчестии, о человеческом достоинстве, о любви и ненависти, о смене поколений в ходе исторического развития приобретают общечеловеческий характер. А. С. Пушкин назвал себя «поэтом действительности», действительности во всех ее проявлениях — и это очень точная самохарактеристика.
В ночной осенней тишине старого, давно нежилого дома слышатся лишь отдельные звуки: несмолкающий ход часов, сбрасывающих в вечность минуты, дни и годы, да мышиная беготня… Вслушиваясь в эти ночные шорохи, поэт снова и снова думает о смысле уходящей жизни. Так в старом болдинском доме рождаются «Стихи, сочиненные ночью во время бессонницы», в которых автор настойчиво повторяет одни и те же вопросы, жизненно важные для него:
Что ты значишь, скучный шепот?………………………………………От меня чего ты хочешь? Ты зовешь или пророчишь?
Как итог пушкинских раздумий о жизни звучит стихотворение «Бесы». Это и реалистическая картина метели, в которой заблудился путник, и аллегория, раскрывающая трагедию человека, не нашедшего своего места в жизни:
Хоть убей, следа не видно;Сбились мы. Что делать нам!
И все-таки поэт находит в себе мужество не отчаяться, признать, что жизнь человека, а тем более жизнь целого поколения не может быть бессмысленной, потому что каждый живущий — необходимое звено в непрерывной цепи исторического развития. Надо только жить с достоинством, помнить о высоком предназначении человека.
В стихотворениях «Брожу ли я вдоль улиц шумных» и «Элегия» А. С. Пушкин пишет о скоротечности жизни, о беспощадном движении времени, но, понимая, что смерть неизбежна, он не завидует потомкам, а желает им добра:
И пусть у гробового входаМладая будет жизнь играть, И равнодушная природаКрасою вечною сиять.
Эта глубокая философская тема бесконечности жизни, преемственности поколений продолжена в одном из самых гениальных произведений поэта — стихотворении «Вновь я посетил…», написанном в 1835 году, в очень трудное для него время, в Михайловском, где его на каждом шагу сопровождали воспоминания о ссылке, о двух годах, проведенных здесь десять лет назад. Автор раздумывает над ходом жизни, он понимает невозвратимость прошлого:
Уж десять лет ушло с тех пор — и многоПеременилось в жизни для меня, И сам, покорный общему закону, Переменился я…
Да, это общий закон жизни: все меняется, старое уходит, на смену ему приходит новое; и надо отказаться от эгоизма, жить так, чтобы внуки вспомнили тебя добрым словом.
Так же, как «Вновь я посетил…», обращен к грядущим поколениям и гениальный пушкинский «Памятник», в котором высшей своей заслугой как поэта и человека автор считает гуманизм и вольнолюбие своего творчества:
И долго буду тем любезен я народу, Что чувства добрые я лирой пробуждал, Что в мой жестокий век восславил я СвободуИ милость к падшим призывал.
Даром говорить с читателями о самом главном был наделен и гениальный преемник А. С. Пушкина М. Ю. Лермонтов, проживший всего 27 лет. Трудно поверить, что совсем молодой человек так мудро рассуждал о жизни и смерти, о месте человека в жизни.
Для чего живут люди? Что оставят они потомкам? Как и Пушкина, Лермонтова волнует тема преемственности поколений в непрерывной цепи жизни. Но, в отличие от своего великого современника, Лермонтов мрачно смотрит на жизнь, скорбит о судьбе человека в жестоком мире. Бесконечным одиночеством, тоской о счастье овеяны стихотворения «Листок», «Утес», «На севере диком» и другие.
Поэт не видит единомышленников, поборников чести и добра. Ему кажется, что идеалы свободолюбия, общественной активности остались в прошлом. Трагична, безысходна «Дума» Лермонтова. Главный упрек своему поколению — упрек в бездействии, в преступном равнодушии «к добру и злу».
Для молодого поколения, уверенного в бесполезности действия, даже знания являются ненужным бременем. Бесцельная жизнь пуста и бессмысленна, она томит молодежь, «как ровный путь без цели, как пир на празднике чужом». Поэт обвиняет современников в страхе перед властью, в равнодушии к общественным вопросам, в холодности и безразличии:
И ненавидим мы, и любим мы случайно, Ничем не жертвуя ни злобе, ни любви…
Такое поколение ничего не сможет дать потомкам, оно не оставит векам «ни мысли плодовитой, ни гением начатого труда». Эти мысли рождают в поэте не только гнев, но и печаль, все сильнее овладевает им чувство одиночества. «Выхожу один я на дорогу» — даже название этого стихотворения гениально. Поэт будто наедине со вселенной. «Что же мне так больно и так трудно?» Кто ответит?
Кто поможет? Некому!
И все-таки не может человеческая жизнь пройти бесследно. Каждый должен стать частью непрерывного жизненного потока, вечно живой природы:
Я б желал навеки так заснуть, Чтоб в груди дремали жизни силы, Чтоб, дыша, вздымалась тихо грудь;Чтоб, всю ночь, весь день мой слух лелея, Про любовь мне сладкий голос пел, Надо мной чтоб, вечно зеленея, Темный дуб склонялся и шумел.
Несмотря на лермонтовский пессимизм, в поэте живет вера в бессмертие добра, в торжество жизни над смертью.
Сила и глубина чувств, мудрость мыслей, высказанных в философской лирике гениальных поэтов России, сделали бессмертными их произведения: они стали достоянием души многих поколений, побуждают людей искать смысл в своих поступках, ставить перед собой цели, важные и для современников, и для потомков.
Философские мотивы в лирике А. С. Пушкина и М. Ю. Лермонтова