• Главная
  • Рубрики
  • Все сочинения
Экзаменационные сочинения > Тематические сочинения > Философские мотивы в лирике И. Бунина

 

Философские мотивы в лирике И. Бунина

При всем обилии написанного И. Бунин остается одним из самых малоизученных поэтов. Социальные аспекты жизни его интересовали меньше, чем проблемы вечные: тайны бытия, человек и космос, любовь и смерть, беспощадно уходящее время, память как преодоление смерти, о стремлении человека «поймать то неуловимое, что знает только один Бог, — тайну ненужности и значительности всего земного». О философской лирике И. Бунина высказывались больше эмоциями, чем мыслями. Со стихами Бунине выступал редко и мало. В основном он известен как писатель.

Его поэзия — область несколько специфическая. Особое место в его творчестве занимала философская тема. Философия жизни выражалась у него в любовной, пейзажной лирике. Многие исследователи отмечали связь его поэзии с символизмом.

Но философская лирика И. Бунина имеет ряд существенных отличий. Мотив дисгармонии любви и смерти сочетался со стремлением осознать общую гармонию мира, мотив бренности бытия стал этапом к утверждению вечности нетленности природы, в которой заключен источник вечной гармонии и красоты. Человеческий жизнь в этом плане всегда соотносится с общим потоком мирового бытия.

Символист — создатель своего пейзажа, который всегда расположен вокруг него. У Бунина есть смирение и целомудрие. Он хочет быть созерцателем. Он благоговейно отходит в сторону, прилагая все усилия к тому, чтобы воспроизвести боготворимую ему действительность наиболее объективно.

Он больше всего боится как-нибудь ненароком «пересоздать» ее. Бунинский пейзаж правдивый, точный, живой. Но от Бунина множественность явлений требует такой же множественности воспроизведений.

А это просто неосуществимо. Поэтому чувство Бунина едва обретает возможность выйти наружу. Оно обозначается в мимолетном замечании, намеке, чаще всего — в лирической концовке. Но иногда не бывает концовки. Из свой философской лирики поэт изгнал вычурный лиризм.

Это и есть причина того, что Бунина называют холодным. В действительности он не холоден. Он целомудрен. Самобытный стиль Бунина отражают его философские стихотворения: «Одиночество» и «Детство» , «Ночь» .

В стихотворении «Детство» многие исследователи отмечают преобладание описательности, то есть утверждает, что он всего лишь рисует картину за картиной. Но в его стихотворении поражает точность и наблюдательность. Наблюдательность Бунина не бесцельна. Он глубоко привязан к природе, наполняющей его счастьем, питающей его мысль о временах прошедших и грядущих. Главная мысль этого стихотворения — «счастьем дорожить умейте».

Это значит, не выдумывая не существующей жизни, видеть, понимать, чувствовать красоту, которая щедро разлита в самой природе. Могучие сосны — символ жизни, вечности, мудрости. Эта красота естественна, неисчерпаема.

Она — источник культуры многих поколений. Живописность картины в этом стихотворении поражает воображение с первых строк: Чем жарче день, тем сладостней в бору Дышать сухим, смолистым ароматом… Природа в этом произведении описана подробно. Она исполнена мощи, великолепия. Поэтому лирический герой дорожит каждым ее проявлением.

Он все видит, все запоминает, все бережет в сердце. Каждый, даже мгновенный ее облик полон для него непреходящего смысла. В природе продолжается жизнь человеческая.

Бунин создает удивительно поэтические образы: И кажется, что пахнет не сосна, А зной и сухость солнечного света. Эти строчки о солнечном свете в сосновом бору. Свет словно смешался со смоляным ароматом. Сам солнечный луч будто приобрел запах.

С такой поэтической точностью, глубокой философией и лиризмом читатель встречается в этом стихотворении. Почему оно называется «Детство»? Ведь ясно, что написано оно взрослым человеком. Он даже не вспоминает о детстве. Он сейчас, в именно эту пору, оказался в лесу. «И чувствую: мне только десять лет» — это нынешнее его ощущение.

Но представленный в стихотворении пейзаж — это еще и картина его душевной жизни. Главная мысль стихотворения заключена в следующем: тесное общение с природой делает человека молодым, даже юным. Над ним теряет власть время. Он становится современником и прошедшего, и будущего, потому что отражает в себе красоту вечной природы. Так, лирический герой становится молодым и мудрым одновременно.

В 1910 годы в поэзии Бунина основное место заняла именно философская лирика. Вглядываясь в русское прошлое, он стремится уловить некие общие законы развития нации, народов, человечества. В этом смысл его обращения к далеким цивилизациям прошлого — славянского и восточного.

Основа бунинской философии жизни заключается в признании временного, земного бытия лишь частью вечной космической истории, в которой растворена жизнь человека. При этом в лирике Бунина этих лет обостряется ощущение фатальной замкнутости человеческой жизни в узких временных рамках, одиночества человека в мире. Одним из лучших стихотворений в русской философской лирике является стихотворение «Одиночество» . Перед нами тоскующий образ лирического героя — художника. Ощущение тоски создает череда картин природы: мгла, ветер, дождик, «холодная пустыня воды», «предвечерняя серая тьма», ненастный день, серая тьма, тучи — гряда за грядой.

Расставанье происходит не до весны, а навсегда. А след любимой у крыльца уже почти смыт дождевой водой. Его видит только чуткий глаз художника. Ему хотелось крикнуть ей вслед, однако лирический герой удержался. «Но для женщины прошлого нет:/ разлюбила — и стал ей чужой».

Безжалостные аналитические слова. Мотив легкости, с которой женщина может разлюбить и сделаться совершенно равнодушной постоянен у Бунина. Конец стихотворения афористичен: «Что ж! Камин затоплю, буду пить…/Хорошо бы собаку купить». Строй предложений прост, выразителен.

Гнетущую атмосферу создает метонимия . Важным с точки зрения философской концепции автора является стихотворение «Ночь» . Первые строки заявляют о заветном стремлении лирического героя: «Ищу я в этом мире сочетанья прекрасного и вечного». Возникает мотив удивительной звездной ночи. Вселенная находится в благоговении, спокойствии, молчании.

Свет звезд здесь контрастирует с сумраком земли. Перед лирическим героем сияют звезды-плеяды: Вега, Марс, Орион. Они мерно восходят над пустыней. А лирический герой очарован звучанием их царственных имен.

Они светят много тысячелетий, за это время исчезли, занесены песком были сотни цивилизаций. Песок здесь — своеобразный символ времени. Но на протяжении всех этих веков над миром царила любовь: человеческое находится в неразрывной связи с вечным.

Сказочный стеклянный столп воды до горизонта волшебно озаряет небеса. Символические образы, торжественная лексика, мифология создает атмосферу тайны, ожидания откровения. И лирический герой открывает для себя главную истину.

Он вспоминает о такой же волшебной ночи, когда он пришел на берег вместе с любимой девушкой. Пусть это лишь мечта, воспоминание, но именно в те мгновения лирический герой любил весь мир для нее одной. Рефрен акцентирует внимание читателя на главной мысли стихотворения.

В итоге, его любовь к земной девушке органично сливается с вселенской любовью, любовью всех времен. В этом величайшая радость и величайшая мудрость: Люблю ее за счастие слиянья В одной любви с любовью всех времен! Таким образом, философская лирика занимает центральное место в творчестве И. Бунина.

Он по-новому, глубоко раскрывает вечные вопросы, всегда волновавшие человечество. Одиночество, неприкаянность человека во времени и пространстве лирический герой преодолевает счастливыми воспоминаниями о гармонии детства, искренней любовью, которая и связывает нас с вечностью.



Философские мотивы в лирике И. Бунина

Другие сочинения по теме:

  1. Сочинение на тему Философские мотивы лирики А. С. Пушкина Сочинение по русскому языку 9 класс. Любой поэт, живописец, музыкант вправе считать себя в какой то мере и философом. Создавая...
  2. Определите главные морально-философские мотивы трагедии Вильяма Шекспира «Гамлет» Единение английской наций, духовный подъем, напряженность культурной жизни — при таких условиях на границе ХVІ-ХVІІ ст. появилась в английской литературе...
  3. Определите и прокомментируйте главные морально-философские мотивы трагедии Вильяма Шекспира «Гамлет» Единение английской нации, духовный подъем, напряженность культурной жизни — при таких условиях на границе ХVI-ХVII ст. появилась в английской литературе...
  4. Мотивы личные и земные в лирике Лермонтова Лермонтовский герой готов броситься «из битвы» навстречу звукам, несмотря на то, что их «значенье темно иль ничтожно» (Есть речи —...
  5. Философские мотивы лирики Анны Ахматовой Эта женщина прожила большую, драматическую и в то же время счастливую жизнь. Поэты «серебряного века» в своих стихах нередко признавались...
  6. Философские мотивы в поэзии Ф. И. Тютчева Тютчев Ф. И Философские мотивы в поэзии Ф. И. Тютчева Федор Иванович Тютчев стоит особняком в русском поэтическом пантеоне. Он — современник Пушкина....
  7. Вопросы и ответы к стихотворению И. А. Бунина «Святогор и Илья» Что объединяет стихотворения «Святогор» и «Святогор и Илья»? Как показана гибель богатыря? В стихотворениях «Святогор» и «Святогор и Илья» общий...
  8. Мир рассказов Бунина. Лирический герой Бунина Пространственные координаты картины мира Бунина тоже во многом определяются его ощущением связи с предками — сложным чувством, объединяющим писателя со...
  9. Общие образа и мотивы в лирике Фридриха Шиллера Выдающийся немецкий гуманист Фридрих Шиллер задумывался над смыслом человеческой жизни. Он считал, что современный ему человек потерял простоту, искренность в...
  10. Библейские образы и мотивы в лирике Ахматовой Библейские образы и мотивы давали возможность предельно широко раздвинуть временные и пространственные рамки произведений, чтобы показать, что силы Зла, взявшие...
  11. Пейзаж в лирике Пушкина Большое место в творчестве Пушкина занимает пейзаж. В разные периоды своего творчества Пушкин по-разному изображал природу. На протяжении всего творческого...
  12. Темы сочинений и рефератов по лирике А. К. Толстого 1. Тематика и проблематика лирики А. К. Толстого. 2. Тема России в лирике А. К. Толстого. 3. Пейзажная лирика А....
  13. ОСНОВНЫЕ МОТИВЫ ЛИРИКИ О. С. ПУШКИНА Гений Пушкина намного опередил свое время. Поэзия Пушкина — это целый мир, в котором каждый читатель может найти то, что...
  14. Цыганские мотивы и кабацкие мотивы в поэзии Есенина В поэме «Анна Снегина» герой — сам поэт — говорит героине: Я вам прочитаю немного Стихи Про кабацкую Русь… Отделано...
  15. Основные мотивы и образы лирики Лермонтова (на примере стихотворения «Дума») Поэзия Лермонтова начала формироваться в эпоху романтизма, которая и оказала огромное влияние на творчество поэта. Чаще всего перед нами герой...
  16. Философские стихи Пушкина после 1825 года Обращение к философскому жанру в поэзии было для Пушкина после 1825 г. характерным и соответствовало, тенденциям его — и не...
  17. Философские раздумья Вольтера в повести «Простак» Философская повесть — трудный и интересный жанр, интеллектуальная игра ума, Он объединяет в себе и эссе, и памфлет, а автор...
  18. Мотивы любовной лирики в стихотворениях Лермонтова Многие мотивы любовной лирики рождались в бурях политических потрясений, которые давали поэзии любви «разумное содержание». Она же, в свою очередь,...
  19. Поиски смысла бытия в лирике Ф. И. Тютчева Тютчев — великий трагический поэт. Его раздумья о мире, жизни, человеке глубоки и зачастую горестны. Мотивы безысходного отчаяния, страдания и...
  20. Диалог времен и культур в лирике О. Э. Мандельштама Центральной темой творчества О. Э. Мандельштама является тема культуры, ее истории и современности, взаимосвязь мировой и отечественной культуры. В своем...
« Мой любимый герой в романе Л. Толстого «Война и мир»
Сочинение по литературе по рассказу Бориса Гринченко «Олеся» »



  • Новые сочинения:

    • Урок розвитку усного зв’язного мовлення. 5 клас
    • Сочинение Творческий путь писателя — Александр Иванович Куприн
    • Сочинение на тему Все профессии Важны
    • Обрыв краткое содержание
    • Літературна творчість Лермонтова в період юності
    • О стихотворении Николая Заболоцкого «Журавли»
    • В. Быков «Сотников»
    • Сочинение по повести Куприна «Олеся»
    • А я вам говорю, что нет
    • Сочинение на тему Мой любимый фильм
Обратная связь | Карта сайта


© 2009-2019 | Экзаменационные сочинения