Философские поэмы «Безумный волк», «Деревья» Н. Заболоцкого
Поисками гармонии в природе и вообще в мироздании характеризовалась в 30-е гг. и поэзия Н. Заболоцкого (философские поэмы «Безумный волк», «Деревья» и др.). Гносеологические вопросы бытия в начале 30-х гг.
Он осмысливает сквозь призму современной социальной проблематики. Поэтическим кредо Заболоцкого стали культ разума и вера в жизнь. Заболоцкий близок Ф.
Тютчеву в осознании глубинных связей между человеком и природой, но в трактовке их он исходит из достижений науки, позволяющей установить принципиальное единство между микро и макромиром, общность законов «для микробов, людей и планет». Если его предшественники, исследовавшие взаимоотношения человека с природой, противопоставляли личности, извращенной буржуазной цивилизацией, мир гармонической природы (Руссо, Генри Торо и др.), то Заболоцкий не видит в природе ни гармонии, ни цельности. Потрясенный ее жестокой диалектикой («смеется вся природа, умирая каждый миг»), он поддерживает идею посмертного перевоплощения.
Устремленный мыслью к тайнам мироздания, он отвергает постулаты вульгарного социологизма, высмеивает их в поэме «Торжество земледелия». Искания Н. Заболоцкого начала 30-х гг.
Не были поняты современной критикой. В одном из его произведений Е. Усиевич видела «проявление классово враждебных тенденций в классической для данного этапа классовой борьбы форме, т. е. в форме, тщательнейшим образом замаскированной». В поэме «Торжество земледелия» (1929) Усиевич усмотрела «не социалистическую утопию», а «карикатуру на социализм».120 Во второй половине 30-х годов Н.
Заболоцкий корректирует и углубляет свои творческие принципы, по-прежнему пытаясь найти ответы на коренные вопросы бытия. Он выходит из кризиса, развивая свое представление о человеке, вносящем в природу позитивное, организующее начало, преодолевающем хаос бытия («Седов»). Пораженный бессмысленностью стихийного существования природы, Заболоцкий выдвигает идею ее гармонизации усилиями мыслящей личности: · Природа черная, как кузница, · Отныне людям будь союзница. · Тебя мы вылечим в больнице, · Посадим в школу за букварь, · Чтоб говорить умели птицы · И знали волки календарь. Возвышая человека не только как мыслителя, но и как творца, поэт открывает для себя тему созидательного труда, преобразующего природу. Ему слышны теперь не только голоса природы — ему явственна и музыка человеческого труда.
Говоря о его стихах второй половины 30-х гг., А. Павловский констатирует: «Здесь Заболоцкий прямо противоположен себе же как автору «Столбцов». В «Столбцах» человек, ничтожный, суетный и часто низкий, был противопоставлен природе, ликующей, чистой и неизменно высокой. Начиная со второй половины тридцатых годов он смотрит и на природу и на человека объективно. Природа прекрасна, но несовершенна, — грубо говоря, она недоделана.
И он любит подсмотреть ее в те минуты, когда, сознавая свою незавершенность, она как бы тянется к мудрой и благодетельной людской помощи».122 Отказываясь от подчеркнутой эксцентричности ранних стихов, поэт искомую им гармонию воплощает в классически чеканных строках, посвященных природе. Материалом для глубоких раздумий поэту служат конкретные события середины 30-х гг. Именно Заболоцкий написал одно из стихотворений («Прощание»). Стихотворение «Север» дает философское осмысление процессов преобразования природы, человеком: · Корабль недвижим.
· Призрак величавый, · что стоишь с твоею чудной славой? · Ты — пар воображенья, ты — фантом, · но подвиг твой — свидетельство о том, · что здесь на Севере, в средине льдов тяжелых, · разрезав моря грудь, · флотилии огромных ледоколов · пробьют над миром, небывалый путь.
Философские поэмы «Безумный волк», «Деревья» Н. Заболоцкого