Философские размышления в любовной лирики Ахматовой. Философские мотивы в поздней лирике Ахматовой
Анна Ахматова не любила, когда ее называли поэтессой, она предпочитала слово «поэт». Я считаю Ахматову именно Поэтом, Поэтом с большой буквы. Ахматовская лирика претерпела изменения по мере ее взросления, но некоторые темы возникают в ее стихах на протяжении всего творческого пути поэта.
Лирика Анны Ахматовой начального периода — это лирика любовная. Лирическая героиня ее стихов переживает различные этапы любовных отношений. Душевное состояние ахматовской героини в стихотворениях не воспроизводится в данный момент. Оно появляется в стихах как уже пережитое, в тот момент, когда героиня способна оценить произошедшее уже «остывшей головой». Ахматовская героиня не просто рассказывает о том, что случилось, она дает оценку произошедшему спустя какое-то время, осмысленно.
И конечно, делает выводы. Именно в этих выводах мы, читатели, чувствуем особую жизненную философию, появившуюся в результате любовных переживаний. Так, в стихотворении «Я научилась просто, мудро жить…» мы видим финал любовной истории. Брошенная любимым человеком женщина рассказывает о том, как она смогла пережить эту драму.
Она научилась «просто, мудро жить», обратилась к Богу и в нем нашла утешение и успокоение: «Смотреть на небо и молиться Богу». Она сумела путем усилий над собственной волей и чувствами в явно не радостное время года — осень слагать «веселые стихи» о том, что жизнь прекрасна.
Для того чтобы успокоиться после любовной драмы, героиня выработала особую жизненную стратегию, своеобразную философию: научиться замечать простые вещи, видеть красоту природы, ценить ее, размышлять, обращаясь к Создателю, о вечном. Лирическая героиня почти достигла своей цели:
И если в дверь мою ты постучишь, Мне кажется, я даже не услышу.
Какие-либо события, произошедшие в жизни лирической героини, ею переживаются, оцениваются и воспринимаются философски. Иначе, я думаю, просто не может быть — из любого события в жизни человек должен извлекать какой-либо урок, который и должен стать частью жизненной философии.
Пути познания себя, мира, родной земли, народа многообразны. Ахматова постигала бытие благодаря вначале интуитивному чувству, а в более поздний период своего творчества благодаря чувству своей кровной принадлежности родной стране.
В стихотворении «Родная земля» она писала о земле как бы в буквальном смысле этого слова, но придала ему глубокий философский смысл:
Да, для нас это грязь на калошах. Да, для пас это хруст на зубах,
И мы мелем, и месим, и крошим Тот пи в чем не замешанный уграх. Но ложимся в нее и становимся ею. Оттого и зовем так свободно — своею.
Родной землей, точкой опоры для Ахматовой всегда оставалось то место, с которым связаны многие светлые моменты в се жизни. Это место — Петербург.
Всю свою жизнь Ахматова связывала с Петербургом, с Царским Селом. Всем сердцем она навсегда привязалась к городу, о котором когда-то сказала:
Был блаженной колыбелью
Тем н ый город у грозной реки
И торжественной брачной постелью,
Над которой держали венки
Молодые твои серафимы, —
Город, горькой любовью любимый.
В тяжелые для нее годы разлуки с городом, вызванные войной и эвакуацией, она писала:
Разлуче) I ие на ше, мнимо: Я с тобой перазлучима…
В ахматовских стихотворениях мы встречаем приметы города: мосты, чугунные ограды, шпили башен, Летний сад — и все они непременно связаны с чем-либо для нее заветным. Каждая из этих черточек облика города — деталь ее судьбы. Связь, которая возникает между лирической героиней и городом вполне можно назвать интимной — Петербург и свидетель и участник ее судьбы:
Он говорил о лете и том, ,
Что быть поэтом женщине — нелепость. Какя запомнила, высокий царский дом И Петропавловскую крепость!
В данном случае приметы города остаются в памяти героини как знак разлуки.
Ахматова очень часта признается в своих стихотворениях в любви этому городу. Петербург для нее является средоточием величия всей страны, воплощением рукотворной красоты.
Но ни на что не променяем пышный, Гранитный город славы и беды, Широких рек сияющие луны,- Бессолнечные мрачные сады И голос музы еле слышный.
Философские размышления в любовной лирики Ахматовой. Философские мотивы в поздней лирике Ахматовой