• Главная
  • Рубрики
  • Все сочинения
Экзаменационные сочинения > Новые сочинения > Философский роман Лермонтова «Герой нашего времени»

 

Философский роман Лермонтова «Герой нашего времени»

Печорин не просто так, только от скуки начинает «игру», далеко не веселую. Он тоскует, жаждет любви сильной, чистой, бескорыстной. Но в то же время он не верит в любовь женщины. Он ожесточен прошлым опытом.

Отсюда его злые сентенции, философствования вроде: «.. .женщины любят только тех, которых не знают», или «нет ничего парадоксальнее женского ума: женщин трудно убедить в чем-нибудь, надо их довести до того, чтобы они убедили себя сами», которые находятся и противоречии с тем, что происходит в его сердце. Равно как нельзя полностью доверять Печорину и тогда, когда он говорит, что «давно не живет сердцем», а живет одной «головой». Нельзя доверять ему и тогда, когда на горькие жалобы Веры о том, что он ей ничего не дал, кроме страданий, Печорин размышляет про себя: «Может быть, ты оттого-то именно меня и любила: радости забываются, а печали никогда».

Впоследствии, когда княжна, узнав несколько ближе Печорина, полюбила его, в поведении Печорина появляется нечто новое. Быть может, ненадолго, но в нем

Пробуждается чувство, жажда быть любимым, мелькает надежда и возникает потребность открыть свою душу перед невинным, еще неиспорченным любящим существом.

Такова психологическая предпосылка монолога-исповеди Печорина. Его исповедь — «откровенный, беспощадно правдивый рассказ о самом себе… трезвый, нелицемерный отчет перед собственной совестью, безбоязненное, проникающее до самых глубин души обнажение ее сокровенных движений, ее верований и мечтаний». «Печорин никогда не будет прятать ни от себя, ни от других истинный характер своих побуждений, он не унизит свои принципы лицемерием или отступничеством, он всегда готов отвечать за них перед всем миром».45 Печорин чуток не только к своему внутреннему миру, своим страданиям, но и умеет «читать» в чужой душе, понимать чужие страдания. Когда на вечере у княгини он «был в духе», с воодушевлением импровизировал «разные необыкновенные истории» и увидел, как княжна Мери «с глубоким, напряженным, даже нежным вниманием» слушает его, ему становится «совестно».

Когда же на болезненном лице княжны замечает Печорин «глубокую грусть», то признается: «… мне стало жаль ее».

Побуждения Печорина не безнравственные, и чувствуя, что, увлекшись «игрой», зашел слишком далеко, причинив княжне боль, он винит, казнит себя: «…зачем я так упорно добиваюсь любви молоденькой девочки, которую обольстить я не хочу и на которой никогда не женюсь».

Печорин всегда внутренне честен. Когда наступает решающая минута объяснения с княжной Мери, он признается, что не любит ее. Иначе поступить он не мог.

Не мог обманывать ни себя, ни княжну. Это, может быть, было жестоко, но честно и целительно для княжны. Когда ее честь оказалась запятнанной, то Печорин без колебаний поставил на карту собственную жизнь, чтобы оградить невинную жертву от грязной клеветы.

Только односторонние суждения и внешнее восприятие текста романа Лермонтова могут привести к выводу о том, что Печорин — холодный и жестокий эгоист, с наслаждением причиняющий другим боль и страдание. Этот «черствый», «холодный» человек с упоением слушает песню контрабандистки, «напев странный, то протяжный и печальный, то быстрый и живой». Этот «себялюбец» бросается за любимой женщиной. «А его готовность заглушить в себе ложный стыд, голос светской чести и оскорбленного самолюбия, — писал Белинский о Печорине, — когда он за признание в клевете готов был простить Грушницкому, человеку, сейчас только выстрелившему в него пулю и бесстыдно ожидавшему от него холостого выстрела?

Л ого слезы и рыдания в пустынной степи, у тела издохшего коня? Нет, все это не эгоизм».

В любви Печорин искал исцеление и покой, но не находил. Женщины — история с Бэлой, княжной Мери — лишь попытка уйти от скуки и бездействия, попытка как-то разнообразить, наполнить содержанием унылую, безрадостную повседневность. Эти попытки, по собственному признанию Печорина, лишь «пища, поддерживающая душевные силы», и вызваны желанием «Больную душу как-нибудь / На миг надеждой обмануть». Женщины только на время помогали заглушить тоску, но не могли по-настоящему утолить жажду его беспокойного духа.

Печорин ночью, перед дуэлью, в раздумьях о жизни и возможной близкой смерти, говорит: «Моя любовь никому не принесла счастья я только удовлетворял странную потребность сердца, с жадностью поглощая их чувства, их нежность, их радости и страдания — и никогда не мог насытиться».



Философский роман Лермонтова «Герой нашего времени»

Другие сочинения по теме:

  1. «Герой нашего времени» первый русский философский роман в прозе «Герой нашего времени» — итоговое произведение Лермонтова, первый русский социально-психологический и философский роман в прозе. Он впитал в себя творчески...
  2. Почему роман М. Ю. Лермонтова называется «Герой нашего времени»? На мой взгляд, роман «Герой нашего времени» назван именно так по нескольким причинам. В первую очередь, главный герой неразрывно связан...
  3. Роман Лермонтова «Герой нашего времени» роман с «грустной думой» Роман Лермонтова был не только «грустной думой» о времени, но и «грустной думой» о судьбе героя времени. Белинский лучше других...
  4. План сочинения: Печорин и Вернер в романе М. Ю. Лермонтова «Герой нашего времени» План I история души человеческой. II… мы ко всему довольно равнодушны, кроме самих себя! 1…. Человек замечательный по многим причинам...
  5. Дайте характеристику женским персонажам романа Михаила Лермонтова «Герой нашего времени» Роман Г. Лермонтова «Герой нашего времени» стал важной вехой на пути становления реалистической литературы ХІХ столетие. Цель, которую ставил перед...
  6. Печорин и «водяное общество» в романе М. Ю. Лермонтова «Герой нашего времени» До сих пор прослеживались попытки Печорина сблизиться с людьми, далекими от его круга. Безуспешность этих попыток, как видели, объясняется не...
  7. Страницы любви в романе М. Ю. Лермонтова «Герой нашего времени» Михаил Юрьевич Лермонтов — один из немногих писателей в мировой литературе, чьи проза и стихотворения одинаково совершенны. В последние годы...
  8. Сочинение по произведению лермонтова герой нашего времени. Образ печурина Образ Печорина в романе М. Ю. Лермонтова » Герой нашего времени» М. Ю. Лермонтов жил и творил в период жесточайшей...
  9. «Герой нашего времени» — роман о судьбе поколения С 1838 по 1840 год Лермонтов под впечатлением кавказской жизни написал 5 повестей, абсолютно разных за сюжетом и связанных между...
  10. «Герой нашего времени»; М. Ю. Лермонтова «Герой нашего времени» М. Ю. Лермонтова «Герой нашего времени» — первый в русской прозе лирико-психологический роман. Лирический потому, что у...
  11. Дайте характеристику образа Печорина в романе Михаила Лермонтова «Герой нашего времени» В основу психологического портрета Печорина Лермонтовым положенная «теория страстей», когда душевные силы, если не найдут положительного выхода, портят хорошую природу...
  12. Нравственные проблемы в романе М. Лермонтова «Герой нашего времени» Роман «Герой нашего времени» — первый в истории русской литературы реалистический роман с глубоким философским содержанием. В предисловии к роману...
  13. Раздумья о жизни и смерти в романе М. Лермонтова «Герой нашего времени» Раздумья о жизни и смерти, наверное, чуть ли не важнейшие в творчестве любого писателя. От способности правильно оценивать эти вопросы...
  14. Роман «Герой нашего времени» о погибшей жизни незаурядной личности Свобода человека становится высочайшей человеческой ценностью только на путях добра. Нет этого сочетания — и она может оказаться свободой самых...
  15. «Герой нашего времени» первый социально-психологический роман В идеях Печорина много ложного, в ощущениях его есть искажение; но все это выкупается его богатою натурою. Его во многих...
  16. «Герой нашего времени» первый «аналитический» роман в русской литературе Роман М. Ю. Лермонтова «Герой нашего времени» — первый в русской литературе «аналитический» роман, в центре которого стоит не биография...
  17. Тема судьбы в романе М. Ю. Лермонтова Герой нашего времени печорин и вулич Сочинения по литературе: Тема судьбы в романе М. Ю. Лермонтова Герой нашего времени печорин и вулич. В судьбе каждого великого...
  18. Пейзаж в романе М. Ю. Лермонтова «Герой нашего времени» Одна из основных пейзажных функций в романе — дать информацию о персонаже, от лица которого дается описание природы, раскрыть какие-то...
  19. Анализ лирических мотивов в произведении Лермонтова «Герой нашего времени» М. М. Ю. Лермонтов — поэт поколения 30-х годов XIX века. «Очевидно,- писал Белинский,- что Лермонтов поэт совсем другой эпохи...
  20. Образ Максима Максимыча в романе Лермонтова «Герой нашего времени» Каждый эпизод, каждая деталь в романе «Герой нашего времени» неслучайны. Все они служат одной цели — как можно полнее показать...
« Краткое изложение Неаполь — город миллионеров
Урок внеклассного чтения по повести А. С. Пушкина «Пиковая Дама» »



  • Новые сочинения:

    • Урок розвитку усного зв’язного мовлення. 5 клас
    • Сочинение Творческий путь писателя — Александр Иванович Куприн
    • Сочинение на тему Все профессии Важны
    • Обрыв краткое содержание
    • Літературна творчість Лермонтова в період юності
    • О стихотворении Николая Заболоцкого «Журавли»
    • В. Быков «Сотников»
    • Сочинение по повести Куприна «Олеся»
    • А я вам говорю, что нет
    • Сочинение на тему Мой любимый фильм
Обратная связь | Карта сайта


© 2009-2019 | Экзаменационные сочинения