Философско-эстетические проблемы романа Оскара Уайльда «Портрет Дориана Грея»
За всем его манерным щеголяньем стояла серьезная философия, и крылось глубокое и простое сердце поэта Уайльда. Роман Оскара Уайльда — уникальная вещь. Еще никогда в жизни мне не приходилось так часто не соглашаться с автором книги и так же часто испытывать удивление, с которой ловкостью автор приходит к логическому завершению абсурдные мысли и утверждения. В самом деле, можно согласиться с современником Оскара Уайльда, литератором и критиком, и продолжить его выражение, приведенное в эпиграфе: «Парадокс у него — это только истина, поставленная торчком, чтобы привлечь внимание». В самом деле, уже в предисловии к роману автор подает отдельные интересные утверждения, и над каждым из них можно задуматься, по поводу любой мысли можно спорить. Так, Оскар Уайльд твердит, что «искусство не приносит никакой пользы». Неужели? — так хочется воскликнуть, но когда начинаешь раздумывать именно о пользе в ее практическом, утилитарном виде, то и в самом деле — не дает. Или вот афоризм из раздела IV: «Пунктуальность — это вор времени». Нет, все наоборот! — такая первая реакция была у меня. Но подумаешь-подумаешь, и видишь, что автор имеет рациональное мышление. Необыкновенный это роман — «Портрет Дориана Грея». Говорят, после его выхода в свет, было сделано более чем 70 публикаций в газетах и журналах Лондона. Большинство из них давала отрицательную оценку роману и его автору. Лондонцы назвали этот роман аморальным. Остается только испытывать удивление почему? Ведь автор показал, как человек, который нарушил человеческие принципы жизни, был все-таки наказан. И хотя Оскар Уайльд и говорит, что «художник не моралист», но произведение его демонстрирует торжество морали.
Именно об этом говорит автор в своем письме к Артуру Конан-Дойлу: «Не могу постичь, почему кто-то воспринимает «Дориана Грея» как аморальную книгу, …мне кажется, что мораль этой книги более чем очевидная».
Этот роман Оскар Уайльд задумал как апофеоз искусству, красоте, совершенству, которые являются высшими за нашу обычную человеческую жизнь. Но это то, что лежит на поверхности. На самом деле же автор приглашает читателя открыть для себя глубины, не читать роман пренебрежительно. Ведь в романе речь идет о философско-эстетических проблемах: о человеческом существовании, о роли искусства и прекрасного в жизни человека, о роли этического и эстетичного в отношениях между людьми. Оскар Уайльд показывает, что искусство может стать высочайшим судьей совести: по сути дела, не правосудие, а сам Дориан Грей осуществляет наказание над собой. Само искусство призвано обнаруживать и самое прекрасное в жизни. С помощью искусства человек может осознать свое собственное «Я», увидеть себя и мир.
В романе как раз и идет речь о влиянии искусства на душу. Настоящее искусство не может иметь фальши, прекрасное должно быть прекрасным, а если оно не такое, каким кажется, то оно недолговечно. Так и красота Дориана Грея — она не была настоящей. Нет, она будто и настоящая, но только извне. Внутренне красота была испорчена и, в конце концов, Дориан Грей не выдерживает такой двойной жизни. Он, правда, хотел уничтожить только портрет, но уничтожает самого себя — и справедливость торжествует!
В романе речь идет и о гедонизме — жизни по принципу наслаждения. Дориан Грей хочет получать от жизни только прекрасное, как говорят, съесть все плоды, которые растут только на солнечной стороне. Лорд Генри помогает ему на этом гедонистическом пути — делает подсказки, руководит теоретически. Правильно сказал Безил Холлуорд: «Ты, Генри, не говоришь ничего морального и не делаешь ничего аморального». Но лорд Генри считает, что ни плохого, ни хорошего влияния не существует.
Здесь можно поспорить. Ведь именно благодаря лорду Генри так изменилась жизнь Дориана, именно его слова, которые зачаровывали будто музыка, изменили жизни юноши. Именно книга, которую подарил лорд Генри, научила его жить по-иному. Хотя и здесь автор будто хочет предостеречь нас: что бы не говорили другие, к чему бы они нас не тянули, всегда нужно иметь свою голову на плечах, и стараться не подвергаться ни хорошему, ни дурному влиянию. Но и в самом деле, если я считаю себя человеком самостоятельным, то прислушиваясь к чьим-то советам, всегда необходимо их тщательно анализировать, так как ответственность за принятое решение лежит на самом человеке.
Наверное, прав и автор, который назвал свой роман «золотой парчой». Он говорил, что между ним и жизнью всегда висит занавес — «ради одной фразы я выбрасываю в окно правдоподобие, а ради эпиграммы забываю о правде». Возможно, так же нужно воспринимать роман — это игра слов, это красивые фразы, необыкновенные парадоксальные выражения и все… Но все же — это намного серьезнее. Автор за игрой слов скрывает важные вещи — философские: что есть человек? для чего он живет? каковы его жизненные ценности?
Каждый из героев романа воплощает определенную авторскую идею. Дориан стремится быть вечно юным, лорд Генри проповедует культ наслаждения, художник Безил символизирует преданность искусству. Дориан Грей ради наслаждения теряет себя настоящего, начинает бояться жизни, у него нет никого, кому бы он мог доверить свои тайны.
Он старается в мире удовольствий забыть о своих преступлениях, но чем дальше, тем сложнее это делать. Портрет — это его совесть, это он настоящий. Он не может покинуть портрет более чем на три дня — его так и тянет вернуться, посмотреть на себя хотя и обезображенного, но все же таки настоящего.
Оскар Уайльд довольно ясно дает понять нам, читателям: плохие дела, возможно, никому и не станут известны, но сам человек знает о них и несет ответственность за все, что он сделал в жизни. «Каждое преступление вульгарное, так же, как и каждая вульгарность — преступление», — утверждает Оскар Уайльд. И мне кажется, что в этой фразе отображено жизненное кредо автора — жизнь должны быть красивой, не обезображенной никакой вульгарностью. Если бы люди жили по принципам красоты и гармонии, то не было бы в мире ни преступлений, ни убийств, ни войн. «Красота спасет мир» — так сказал еще один классик Федор Достоевский. И хотя какими бы разными не были эти оба писателя, в этом их взгляды совпадают. «Дни ваши — это ваши сонеты», — сказано в последнем разделе «Портрета Дориана Грея», и как мы эти сонеты сочиним в молодости, так и запоем в старости (а то и раньше…). Вот такова, по моему мнению, эстетика и философия романа!
Философско-эстетические проблемы романа Оскара Уайльда «Портрет Дориана Грея»