Философское и литературное наследство Г. Сковороды
Г. С. Сковорода был оригинальным и самобытным мыслителем, он был знаком с учением величайших философов античности, средневековья нового времени. Философская концепция Г. Сковороды имеет много общего с концепцией просветителей XVIII ст. Овладев достижением мировой философской мысли, Г. Сковорода стал одним из зачинателей новой философии на Украине.
В основу философских взглядов Г. С. Сковороды легло учение о трех мирах макрокосм , микрокосм , символический мир — Библия. Каждый из этих миров имеет две натуры: внутреннюю и внешнюю .
Особенно выделяется в его философии теория познания. Он считал, что человеческий ум может познать мир, понять обе его натуры — внешнюю и внутреннюю, ведь познания развивается в тесной связи с человеческими знаниями, оно бесконечное так же, как и мир, что является объектом познания.
Основное внимание философ сосредоточил на проблеме человека и его счастья. Он неутомимо искал пути к этому счастью. По мнению мыслителя, важную роль в создании почвы для благосостояния человека и всего человечества должна отыгрывать творческая работа. Такое условие будет реальным лишь тогда, когда работа будет отвечать душевному Призванию человека, его наклонностям. Так родилась оригинальная теория «родной щепотки».
Природа или Бог каждому человеку от рождения дает определенные способности и главное не забросить их, а ощутить и жить согласно им. А это значит, что надо жить по натуре, но не идти за слепой натурой, а за внутренним своим духом, человек же идет против этого духа. Если придерживаться этих условий, то можно стать счастливым во всяком случае и на всякой должности, надо только найти то, к чему ведет природа, а без нее не сделают счастливыми ни богатство, ни большие чины.
Г. С. Сковорода заклинает не делать длинным ничего, что прекращается, не называть счастьем ничего, что разрушается, не любить жизни, которая заканчивается смертью. Он утверждает, что создать счастье на тленном нельзя: один желал обосновать жизнь на капитале и под старость упал в скруту, второй на «чревоугодии» — и осрамился, нельзя иметь в качнстве почвы юношество и доброе здоровье, так как и здесь ждет разрушение. Счастье не имеет материальных соответствий, оно является духовной субстанцией.
Счастливым может быть лишь тот, у кого спокойная совесть.
Свои философские взгляды Г. С. Сковорода мотивировал не в научных работах, а в философско-литературных произведениях. Он написал семнадцать литературно-философских трактатов, поэтический сборник «Сад божественных песен», сборник «Басни Харьковские». Литературно-философскую ценность представляют и письма, написанные латинским языком, которые остались вне сборников.
Мотивы произведений Г. С. Сковороды очень искренние и, как хрусталь, прозрачные, они высоко поднимаются над личными и частными интересами, они переняты интересами человеческого добра; в своей деятельности он идет на жертвы, забывает о себе, работа захватывает его целиком, захватывает все его силы, способности и энергию. А это означает, что Г. С. Сковорода был не только талантливым писателем, самобытным мыслителем, а и настоящим общественным деятелем.
Философское и литературное наследство Г. Сковороды