Философское мировоззрение в романе «Дом на горе»
Современный мир все больше обращает свое внимание на иррациональное, не подвластное человеческому уму. Человечество снова придет к выводу, что жизнь — это арена постоянной борьбы сил добра и зла, борьбы, которая длится, прежде всего, в человеческих душах. Этим и можно объяснить интерес современных писателей к мифологическому.
В украинской литературе таким мастером является Валерий Шевчук.
Необыкновенным и даже сюрреалистическим можно считать роман-балладу Валерия Шевчука «Дом на горе». Рассказ о реальной жизни героев романа тесно переплетается с событиями, которые происходят в их снах и воспоминаниях, мыслях и мечтах. Само название «роман-баллада» относит нас к традиции европейского барокко.
И действительно, для прозы Шевчука характерны барочные черты: контрастность — в объединении высокого и низкого; динамизм, экспрессивность, драматическая напряженность; выраженная метафоричность национальной художественной символики. Основным выступает сугубо барочный мотив — противостояние добра и зла, в котором большей частью добро в душе человека побеждает. В произведении автор глубоко анализирует проблемы отношений между людьми: старыми и молодыми, мужчинами и женщинами, родителями и детьми, братьями и сестрами; раскрывает их внутренний мир, такой неспокойный, бушующий, такой хрупкий и ранимый.
Жизнь героев Шевчука будто бы двойная, будто проходит одновременно и в реальном, и в мысленном мире. Учительница Галина Ивановна, молодая женщина, видит себя то серой и будничной, то — голубой и сказочной; в ее душу то входит сказочная богиня, то оставляет ее — и от того изменяется расположение духа женщины, и все, что ее окружает. Даже одежду Галина подбирает в цвет своих ощущений, серый или голубой.
Ее бабка видит «богиню в сердце внучки», но всегда возвращает Галю к реальной жизни. Сын тоже замечает в матери необыкновенные изменения: «Мальчик вдруг ощутил, какой он сравнительно с ней малый и никчемный. Ему захотело склониться в поклоне перед этой неожиданной материнской величественностью, затем поднять голубой шлейф и пойти в сопровождении, гордо сводя и свой подбородок».
Трогательно и необычно описывает автор старика-пастуха коз Ивана Шевчука и его жену Марию. Теплом и нежностью озарена жизнь этих немолодых уже людей. Когда Иван возвращался с козами домой, Мария «ждала, пока ступит в двор тот седой король». Женщина доила коз, а Иван «сидел на веранде, густо заплетенной кручеными баричами, и что-то писал в большой бухгалтерской книге», писал «слова, которые родились в нем сегодня, … о покое вечернего неба и о тишине, которая наливается вечерами в человеческие души».
Эти записи, в которых реальность, сказка, мистика и философия объединены в неразрывное целое, составляют другую часть романа. У этого простого крестьянина душа ясновидца, способного насквозь видеть то, что скрыто от человеческого глаза, понимать язык деревьев и цветов, ощущать тревогу своей жены, ощущать боль и радость других людей. Через все произведение проходят лейтмотивом философские раздумья старика Ивана, он наблюдает и будто комментирует жизнь односельчан. «Любовь — это и есть движение к покою, — подумал старый пастух Иван Шевчук, когда жена рассказала ему историю о Николае и Александре, — те, что разрушают, не знают любви — это дети тьмы и ночи».
Описывая девичьи года Галины Ивановны, Гали, автор показывает нереальный мир ее снов, который, то подражает событиям реальности, то предрекает их. Повеса Анатоль в сером костюме, который приходит к Гале и соблазняет ее своими разговорами, в снах девушки превращается в серую птицу в лакированных ботинках и соломенной шляпе. Анатоль все же соблазняет Галю и исчезает; в реальной жизни рождается сын, а сны-фантазии превращаются в суровую жизненную прозу.
Пройдет время, и такая же серая птица будет сниться Оксане, дочери Галины Ивановны…
Хотя автор называет конкретные даты — 1911,1931, 1946,1963 года, сюжет в романе развивается не в хронологическом порядке. Это еще более притягивает внимание читателя, так как интрига и напряжение рассказа постоянно возрастает. В произведении речь идет, в основном, о мирной жизни героев, но острой стрелой, которая травмирует жизнь каждой семьи, проходит через все произведение война.
Она в воспоминаниях и живых, и мертвых.
В романе переплетены два сюжетных стрежня: дом, из которого герой идет в мир и в который возвращается, а также дорога, которая постоянно его влечет. Идя этой дорогой, человек все равно приходит домой. Поднимаясь к дому, который высится на горе, недавний фронтовик, директор школы Владимир, даже не подозревает, что в том доме он найдет покой и душевную гармонию. Мальчик, сын Галины Ивановны, возвращается домой через семнадцать лет, что напоминает библейский сюжет о блудном сыне.
Этот дом является надежной основой, крепостью, где сохраняется духовность. С мотивом дороги связана и разница между воплощениями женского и мужского начала. Женская судьба — ждать и терпеть, мужская — искать свою Дорогу и возвращаться.
«Дом на горе», этот пример магического реализма, дает понимание динамической внутренней жизни человека. Через творческое проникновение в фольклорные образы, через барочную аллегорическую многослойность автор пишет летопись философско-образного диалога добра и зла.
Философское мировоззрение в романе «Дом на горе»