ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА КАК ОСНОВНОЙ КОМПОНЕНТ ЗОЖ
Статья » Физическая культура как основной компонент ЗОЖ»
Белевский Владимир Николаевич
Доцент кафедры физвоспитания
Калужский Государственный Университет
Им. К. Э. Циолковского
Научное направление: «Актуальные вопросы сохранения и развития здоровья»
В нашей стране сейчас, как никогда, актуальной является проблема формирования концепции здорового образа жизни . На сегодняшний день жизненные ресурсы большинства россиян находятся под угрозой, и одна из причин этого — в отсутствии систематических занятий физической культурой и спортом. Чтобы исправить создавшееся положение, необходимо последовательно прививать нашим согражданам основные принципы ЗОЖ и давать возможность реализовывать их потребности в занятиях физической культурой и спортом.
Особенно остро стоит вопрос укрепления здоровья и улучшения показателей физической подготовки у подрастающего поколения . С каждым годом, согласно официальной статистике, возрастает число молодых людей, подверженных вредным привычкам . Здоровый образ жизни несовместим с подобного рода явлениями, ведущими к постепенной деградации общества.
Как уже было сказано выше, главным и обязательным компонентом ЗОЖ является систематическое получение человеком физических нагрузок, в первую очередь, благодаря занятиям физической культурой и спортом. В проблеме формирования здоровой нации, в частности, подрастающего поколения, это должно стать приоритетным направлением политики нашего государства.
Не секрет, что регулярные занятия физической культурой способствуют не только укреплению здоровья, но и значительно повышают эффективность учебного процесса. Поэтому вопрос сохранения интеллектуального, научного потенциала страны напрямую зависит от правильного физического воспитания. Образно выражаясь, учеба и спорт должны находиться «в одной упряжке».
В решении данной проблемы важным моментом является предоставление права выбора школьникам, студентам, рабочей молодежи среди широкого арсенала тех видов спорта, которые позволят им оптимально реализовать физическую активность, с учетом уровня физиологического развития, индивидуальной подготовки, а также общего состояния здоровья. В итоге получается аксиома: чем больше россиян будет заниматься физической культурой и спортом, тем больше будет не только физически здоровых, но и интеллектуально развитых людей, а значит, будут укрепляться и нация, и государство.
Вторым важным моментом является необходимость усовершенствования материально-технической базы детских садов и школ, ссузов и вузов, предприятий и учреждений, которая должна соответствовать самым высоким принятым в мире стандартам.
В период дошкольного, младшего школьного возраста закладывается фундамент здоровья, иммунитет и другие факторы сопротивляемости организма ребенка неблагоприятным воздействиям окружающей среды, в частности, всевозможным простудным заболеваниям, которые являются неизбежным спутником данного возраста. От состояния здоровья, уровня физического и психического развития зависит работоспособность, адаптация детей к школьным, а в дальнейшем, и к более высоким, вузовским, нагрузкам.
Таким образом, становится абсолютно очевидной необходимость с самого раннего возраста прививать детям любовь к физической культуре и спорту.
Однако реалии сегодняшнего дня, увы, являются иными. По-прежнему налицо остаточный принцип отношения к физической подготовке во всех учреждениях и заведениях, являющихся ступеньками в формировании как отдельного ребенка, так и подрастающего поколения в целом. Это касается и детских садов, и школ, и ссузов, и вузов.
Из своей многолетней преподавательской практики могу заметить, что с каждым годом число детей, освобожденных от занятий физической культурой или имеющих специальную и подготовительную группы здоровья, неуклонно растет.
Среди причин такого положения дел можно назвать фактически повсеместное катастрофическое состояние материально-технической базы, существенный недостаток квалифицированных кадров , низкая заработная плата учителей, преподавателей физической культуры, тренеров практически во всех регионах РФ.
Пути решения проблемы видятся в следующем: поэтапное обновление материально-технической базы, существенное повышение заработной платы педагогам, жесткий контроль за качеством преподавания со стороны государственных органов образования, регулярное повышение квалификации учителей, преподавателей, тренеров , поощрение использования инновационных методов в преподавании физической культуры . Кроме того, с моей точки зрения, было бы разумным оставить ту схему занятий физической культурой и спортом, которая имела место во времена Советского Союза. В первую очередь, это возможность для всех желающих бесплатно и беспрепятственно заниматься на спортивных объектах и пользоваться спортивным инвентарем, являющихся государственной собственностью.
Отдельная тема — особенности преподавания физической культуры в вузах. К примеру, в ряде нынешних высших учебных заведений занятия в настоящее время проводятся узкопрофильно, то есть студент может выбирать какое-то одно направление: аэробику, волейбол, баскетбол, тяжелую атлетику и т. д., — и оставлять его в течение всего процесса обучения. На мой взгляд, такие «однобокие» специализации не способствуют гармоничному развитию личности.
Здесь также необходимо возрождать лучшие традиции советского спорта: комплекс ГТО, различные многоборья и т. п. Думается, такой подход к вузовским стандартам должен найти поддержку на местном уровне, так как в планах правительства страны это уже давно является приоритетным направлением.
О чем свидетельствует статистика?
Ниже приведены результаты тестов, проведенных в 2012 году среди студентов-первокурсников в первый месяц обучения в КГУ им. К. Э. Циолковского на отделении ОФП . В процентах от общего числа тестируемых — 60 человек — указаны получившие оценку «неудовлетворительно» и «удовлетворительно».
Исходя из данных тестов, можно сделать вывод, что в среднем у юношей лишь порядка 40 % бывших выпускников могут получить «хорошо» и «отлично» при сдаче школьных нормативов за 11 класс. Среди девушек, успешно справились с аналогичным заданием всего 20 %.
Подтягивание на перекладине | Прыжок с места | Сгибание и разгибание рук в упоре | Челночный бег | Упражнения для пресса за 30 секунд | |
Неуд. | 55% | 25% | 18% | 29% | 37% |
Удов. | 26% | 35% | 20% | 22% | 33% |
Прыжок с места | Сгибание и разгибание рук в упоре | Челночный бег | Упражнения для пресса за 30 секунд | |
Неуд. | 48% | 45% | 57% | 50% |
Удов. | 32% | 33% | 22% | 34% |
ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА КАК ОСНОВНОЙ КОМПОНЕНТ ЗОЖ