Фольклорные персонажи в творчестве Гоголя
…Ведуны с ворожеями Чаруют злаки на полях, И ведьмы тешатся с чертями В дорожных снеговых столбах. Александр Блок
Праздники и связанные с ним поверья… в рассказах Н. В. Гоголя выводят жизнь из ее обычной колеи и делают невозможное возможным… в них существеннейшую роль играет… чертовщина… М. М. Бахтин
Обращаясь к изучению повести Н. В. Гоголя «Ночь перед Рождеством» из цикла «Вечера на хуторе близ Диканьки», ученики анализируют несколько проблем этого произведения, в том числе и такую, как «Фантастика и реальность». Можно предложить ученикам выделить один из аспектов этой проблемы — «Фольклорные персонажи в повести». Этот вопрос предполагает не только детальное знание конкретного художественного текста, но и знакомство с произведениями устного народного творчества: сказками, мифами, легендами, знание героев фольклора, умение провести сравнительный анализ различных персонажей повести «Ночь перед Рождеством», а также литературных героев и героев устного народного творчества, владение литературоведческой терминологией.
Таким образом, для раскрытия обозначенного аспекта проблемы необходима поисково-исследовательская деятельность, развивающая самостоятельность мышления, логику, речевую культуру школьников.
Урок по теме «Фольклорные персонажи в произведении «Ночь перед Рождеством»» можно провести в форме семинара, для которого ученикам следует предварительно дать задания разного уровня . Так, слабым учащимся можно предложить подобрать из текста повести эпизоды, которые характеризуют персонажей, объединенных общим понятием «чертовщина». Это начало повести, где ведьма, Вылетев из печной трубы На метле , собирает в рукав звезды, а черт крадет с неба месяц, чтобы они не могли «посветить добрым людям и всему миру», собиравшимся в последнюю ночь перед Рождеством «колядовать и славить Христа».
Позднее мы встречаемся с ведьмой в ее доме, когда к ней один за другим идут в гости и черт, и дьяк Осип Никифорович, и «козак Корний Чуб», которых женщина «умела… причаровать к себе». Черта же позднее влюбленный в Оксану Вакула случайно обнаруживает в мешке у себя за плечами, когда, получив от возлюбленной невыполнимое для простого человека задание — достать «черевички, которые носит царица», решается на отчаянный шаг: сначала идет за помощью к Пузатому Пацюку, знающему «всех чертей», а затем и вовсе верхом на черте отправляется в Петербург ко двору ее величества за подарком для капризной красавицы.
Для сильных учащихся можно предложить два варианта заданий. Они, во-первых, могут вспомнить народные сказки, Предания, где действует «нечистая сила» , и сравнить сказочных героев с гоголевскими персонажами. Во-вторых, ученики, любящие читать и знающие творчество Н. В. Гоголя более глубоко, чем того требует программа, могут рассказать одноклассникам о «нечистой силе», встречающейся в других произведениях писателя, например, о коварной красавице, ведьме-мачехе, по вине которой утопилась и стала русалкой юная дочь сотника ; о великом грешнике, страшном убийце-колдуне, за которого даже святой схимник не может молиться, потому что буквы молитвы в священной книге наливаются кровью — столь велики его злодеяния ; о бесовском отродье Басаврюке, от чудовищных дел которого «дрожь проходит по телу и волосы ерошатся на голове» ; наконец, о целом сонме «чертовщины», от ведьмы-панночки до Вия, чей ужасающий взгляд из-под длинных век убивает философа Хому Брута .
Кстати, эти знания ученики могут применить не только на семинаре, но и в будущей исследовательской работе, посвященной фольклорным персонажам в повестях Н. В. Гоголя.
Итак, обращаясь к героям повести «Ночь перед Рождеством», ребята выявляют различные черты внешности, поведения и характера черта, Солохи и Пацюка. С одной стороны, ведьма на метле, да еще собирающая в рукав звезды, чтобы насолить православным христианам, героиня отрицательная . Она владеет приворотными колдовскими чарами, да и материнских чувств к сыну Вакуле эта женщина не питает, напротив, она сердита на него за то, что молодой кузнец мешает ей выйти замуж за богатого Чуба, и всячески пытается поссорить мужчин между собой.
Однако внешне Солоха ничем не отличается от сорокалетних сельских кумушек; в ней есть, как ни странно, и нечто привлекательное: она «добрая хозяйка» , умна, по-своему привлекательна, особенно в «яркой плахте с китайчатой запаской» и «синей юбке, на которой сзади нашиты… золотые усы», умеет поклониться каждому так, что тот уверен, «что она кланяется ему одному», да и в церковь Солоха ходит . Сам писатель, вероятно, испытывает к своей героине двойственное чувство, которое высказывает устами дьяка: «Эх, добрая баба! Черт — баба!» .
Что же касается черта, любовника Солохи, то он, хоть и совершает пакости , искренне радуется, когда кузнец, измученный капризной красавицей, решает продать душу дьяволу , да и внешне весьма непривлекателен, не вызывает у читателя ощущения страха. Черт, которому «последняя ночь осталась шататься по белому свету и выучивать грехам добрых людей», часть балаганного народного действа, один из персонажей «украинской народно-праздничной и ярмарочной жизни» .
Ученики, конечно, отметят, что, хоть и против своей воли, черт помогает Вакуле сначала добраться до Петербурга, а потом попасть вместе с запорожцами, что «ехали из Сечи с бумагами к царице», во дворец и получить из рук государыни заветные «черевички».
Правда, заметят учащиеся, за свое общение с нечистой силой богомольный кузнец несет «церковное покаяние» и бесплатно расписывает в храме «левый крылос», а черта в аду рисует «такого гадкого, что все плюют, когда проходят мимо». Но при этом никак нельзя сравнить неудачливого ухажера Солохи, например, с фольклорным Верлиокой или с дьяволом в человеческом облике Басаврюком со «щетинистыми бровями и взглядом исподлобья» из повести Гоголя «Вечер накануне Ивана Купалы». С маленькими рожками, узенькой любопытной мордочкой, заканчивающейся кругленьким, как у свиней, пятачком, этот персонаж скорее напоминает обиженного недогадливого бесенка из «Сказки о попе и работнике его Балде» А. С. Пушкина.
Да и бесовские проделки ему не слишком удаются: украденный месяц, спрятанный «в ладунку на боку», вылетает через трубу Солохиной хаты и плавно поднимается на небо, когда невезучий «франт с хвостом и козлиною бородою летает из трубы и снова в трубу».
Что же касается Пузатого Пацюка, то о нем читатель узнает немного: это эпизодический персонаж. Прошлое его туманно: «был точно когда-то запорожцем; но выгнали его или он сам убежал из Запорожья, этого никто не знал». Он поражает своей внешностью: небольшого роста, весьма «увесистый», в широчайших шароварах, Пацюк, когда двигается по улице, похож не на человека, а на «винокуренную кадь». Возможно, кому-то из учащихся, хорошо знакомых с русскими былинами, вспомнится образ Идолища Поганого: противник Ильи Муромца «в долину две сажени печатныих, а в ширину сажень была печатная, а головище — что ведь л Ю То лох А Лище, а глазища — что пивные чашища, а нос-от на роже — он с локоть был».
В обоих случаях — и в литературном произведении, и в былине — при описании внешности героев используется прием гиперболы. Однако ребята, сравнив два описания, могут сделать вывод, что если Идолище Поганое рисуется неизвестным былинным сказителем самыми черными красками и производит отталкивающее впечатление, то гоголевский Пацюк такого действия на читателя не оказывает. В описании внешности последнего чувствуется скорее снисходительная усмешка писателя, особенно когда автор говорит, что в последнее время запорожец редко где появлялся, потому что «пролезать в двери делалось для него с каждым годом все труднее».
Более того, Гоголь отмечает, что жители Диканьки часто обращались к Пацюку за помощью, потому что уже через несколько дней после прибытия бывшего запорожца в село «все… узнали, что он знахарь».
И действительно, он успешно, никому не отказывая, лечил больных . Да и Вакула в трудную для себя минуту обращается к Пузатому Пацюку, размышляя при виде трапезы хозяина «о том, какие чудеса бывают на свете и до каких мудростей доводит человека нечистая сила». Правда, набожный кузнец так и не решился принять помощь от того, кто «приходится немного сродни черту», однако, будучи в отчаянии, в хату к нему все же отправился, убеждая себя, что «один только Пацюк может помочь ему».
В заключение учащиеся сумеют сделать следующий вывод: герои «Ночи перед Рождеством», в отличие от персонажей, представляющих «чертовщину» в других гоголевских повестях, не столь страшны, сколь Комичны. Не случайно автор и Солоху, и черта ставит именно в Комические ситуации . Да и Пацюк, жадно поедающий в пост галушки и вареники со сметаной, выглядит далеко не таким страшным, как, например, колдун из повести «Страшная месть», отказывающийся за столом в семье дочери вместе со всеми есть вареники и свинину, а вместо вина тянущий «из фляжки какую-то черную воду».
И вполне оправдан в «Ночи перед Рождеством» счастливый конец: Оксана, искренне переживавшая исчезновение Вакулы, и молодой кузнец, исполнивший желание возлюбленной и сердечно раскаявшийся в том, что прибег к помощи нечистой силы, соединяются в браке. Нечистая сила в этой повести, по замыслу Н. В. Гоголя, не только никого не убила, но и не помешала героям обрести свое счастье. Разве это плохо?
Фольклорные персонажи в творчестве Гоголя