ФОРМИРОВАНИЕ КОМПОНЕНТОВ УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПРИ ОБУЧЕНИИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ МАТЕМАТИКЕ
Актуальность. Современный этап развития нашего общества, характеризующийся социально-экономическими изменениями, выдвигает особые требования к личностным качествам человека. Перед системой образования стоит задача — развития у индивида таких умений, которые позволили бы ему адаптироваться к быстро изменяющимся условиям, а так же овладевать новыми знаниями в условиях непрерывного образования.
Особое значение в этой ситуации возложено на школьное образование, начиная еще со школьного звена. Именно школа использует целенаправленную систему организационных влияний на обучение и воспитание подрастающих поколений. Именно школа оказывает всестороннее воздействие на социальную сущность растущего человека, а организованный педагогический процесс — учитывает возрастные возможности детей, выявляет их индивидуальные способности, реализует уникальные личностные образования.
Именно в начальной школе Дети начинают осваивать разнообразные виды и формы деятельности, которые в дальнейшем определяют их стиль поведения в учебном процессе.
Школа должна так организовать свое влияние на ребенка, чтобы воспитать всесторонне развитую личность. И поэтому, для развития личности учащихся в учебной деятельности учитель организует ее мотивирование, регулирование, контролирование и оценивание. Математика имеет неограниченные возможности в развитии интеллекта младшего школьника, а так же дает возможность проследить весь ход формирования компонентов учебной деятельности. Ведь именно от уровня сформированности структурных компонентов учебной деятельности зависит успешность обучения ребенка не только в начальной школе, но и на следующих ступенях обучения.
Исходя из требований образовательного стандарта начального образования, необходимо создать такую модель, с помощью которой достигался наилучший результат учебной деятельности младших школьников.
Степень изученности проблемы. В исследовании учебной деятельности определились основные направления работы, опираясь на принцип ведущего типа деятельности на различных возрастных этапах . Трудность заключается в том, что проводились исследования по изучению отдельных компонентов учебной деятельности, не целостной деятельности ко, В. В. Рубцов, В. И Слободчиков, Г. А. Цукерман, Л. М. Фридмана и др.), — в то время как учебная деятельность представляет целостный процесс в реализации и взаимосвязи всех ее структурных компонентов.
Проблему деятельностного подхода в обучении с различных точек зрения рассматривали А. О. Анисимов, А. К. Артемов, А. Б. Воронцов, Л. Г. Петерсон, Г. А. Суворова, Н. Ф. Талызина, В. Д. Шадриков и др.
Учебная деятельность младших школьников в настоящее время осуществляется в условиях вариативности начального общего образования. Вариативные программы обучения призваны обеспечить реализацию обучения, с учетом возрастных и индивидуальных особенностей психофизического развития ребенка. В настоящее время в образовательном процессе начальной школы реализуются несколько систем обучения и еще большее число учебно-методических моделей-комплектов — системы Л. В. Занкова, Д. Б. Эльконина-В.
В. Давыдова, традиционная система: авторы Н. Ф. Виноградова, Р. М. Бунеева, Н. Б. Истомина, Л. Г. Петерсон, А. А. Плешаков, система развивающего обучения А. К. Артемова, технологию развивающего обучения целостных учебных предметов в Украине разрабатывали П. Зинченко, Ф. Богданский, С. Максименко, А. Дусавицкий и др. Но проблема формирования компонентов учебной деятельности остается актуальной на данном этапе, так как с развитием общества и сменой политической обстановки, меняются и задачи образования. Таким образом, некоторые моменты из исследований выше названных педагогов становятся не актуальными на данном этапе, а образование в свою очередь требует обновления и систематизацию данного вопроса.
Учитывая значимость данной проблемы в системе начального образования, была определена Цель статьи : разработать комплекс математических упражнений, адекватный структуре формирования учебной деятельности младших школьников, для более эффективного развития умственной деятельности младших школьников, повышения интереса к урокам математики как учебному предмету.
Основной текст. Учебная деятельность — это один из основных видов деятельности человека, направленный на усвоение теоретических знаний в процессе решения учебных задач. Систематическое осуществление учебной деятельности способствует интенсивному развитию у ее субъектов теоретического сознания и мышления, основными компонентами которого является содержательные абстракции, обобщения, анализ, планирование и рефлексия.
Это особая деятельность учащегося, которая сознательно направлено на усвоение знаний.
Сформировать учебную деятельность школьника — значит научить его учиться. Становление учебной деятельности — процесс многоплановый, сложный, он может идти многообразными путями. Это зависит от того, как будет обеспечено формирование ведущих компонентов этого процесса: мотивов учебной деятельности, учебных действий, контроля и оценки.
Чтобы оценить степень сформированности учебной деятельности у учащихся, учитель может использовать метод наблюдения. Наблюдения проводятся в ходе учебного процесса в таких ситуациях как выделение, определение, постановка целей деятельности на уроке, отработка навыков, анализ условий задачи и ее решение, решение знакомых и новых задач, оценка учеником своих действий и т. д. Но зачастую этого оказывается не достаточно и есть необходимость в использовании других методов, таких как: тестирование, анкетирование и беседы с учащимися.
Осуществление контроля за ходом психического развития детей и оценка эффективности процесса обучения требует от современного педагога применения тестовых и диагностических методик, позволяющих выявлять: наличие, уровень сформированности тех или иных способностей ребенка и динамику их качественных изменений.
Большое значение для формирования интереса к математическому содержании и процессу его изучения, для отработки основных учебных действий позволяющих решать учебные задачи, — имеет подбор специальных, специфических для системы развивающего обучения заданий, последовательность которых определяется структурой учебной деятельности. Э. И. Александровой разработаны блоки заданий оформленных в определенную систему уроков, адекватные структуре учебной деятельности. Исходя из системной природы процесса учения, необходимо выделить в качестве основных следующие критерии его эффективности: мотивация учения; сформированности умения принять учебную задачу; сформированности умения решать задачи; сформированности учебных действий; сформированности контрольно-оценочных действий
Диагностика первого компонента проводилась с помощью анкетирования. При выявления уровней сформированности первого компонента учебной деятельности младших школьников при изучении математики на практике до внедрения Системы математических упражнений мы выявили: у большинства учащихся мотивы учебной деятельности ориентированы на занимательность и на факты в процессе обучения математике. Это говорит о том, что учащихся не интересует сам процесс и действия, которые они выполняют, а только интересные примеры и факты с опорой на личный опыт.
Экспериментально — практическое исследование проводилось в 1 классе Кольцовской общеобразовательной школе. Была разработана и внедрена система уроков по теме «Задача», где использовались блоки заданий адекватных структуре учебной деятельности. Для организации эффективного хода формирования учебной деятельности и становления школьника как субъекта учения учителю важно видеть каждого ученика на всех этапах работы с ним.
Поэтому в подготовке к урокам важно продумать не только работу всего класса , но и использование индивидуальной и коллективной работы учащихся, которые были бы адекватны структуре учебной деятельности.
Каждый урок содержал определенный блок заданий, с помощью которых на уроках математики у детей формировалась учебная деятельность. На первом уроке детям давались сведения связанные с понятием «задача», «краткая запись условия задачи» и этапами исследования. На этом уроке дети учились оценивать уже решенные задачи. Чтобы ребенок мог оценить задачу, решенную кем-то, ему необходимо самому решить задачу или проверить ее. Если ее содержание не интересно или не понятно ребенку, он не сможет или не захочет решать задачу, соответственно не сможет перейти к следующему блоку.
Этот блок называется «оценочный» и соответствует мотивационному компоненту учебной деятельности.
В ходе выявления уровней сформированности первого компонента учебной деятельности После внедрения системы математических упражнений заметно уменьшились показатели сформированности мотивов учебной деятельности ориентированные на суть явлений и на занимательность в процессе изучения математики. Это не говорит о том, что ребенок больше не интересуется процессом действий и ему стала не интересна математика как предмет. Напротив, ребенок перешел на более высокий уровень — для него важен процесс поиска, разрешения учебных задач.
Появляется новая ориентации направленная на поисково-исполнительскую деятельность, а так же выросли показатели ориентаций на творческую деятельность , ориентации на процесс действий что характеризует появление потребности у ученика заниматься поисковой, познавательной, творческой деятельностью, а это значит, что он сам процессе обучения находить привлекательные стороны.
Мы можем утверждать, что процесс формирования такого важного компонента как мотивация будет протекать эффективнее, если на него целенаправленно воздействовать на уроках математики посредством математических упражнений. Так как в процессе учебной деятельности ориентации меняются реже, если они были приняты ребенком как лично значимые.
После того как ребенок без труда может справиться с заданиями из первого блока он переходит на следующий, соответствующий структуре учебной деятельности. Вторым компонентом учебной деятельности является умение выделять и принимать учебную задачу. Диагностика данного компонента проводилась с помощью бесед и наблюдения. На этих уроках детям предлагалось составить задачи по рисункам, схемам и практическим действиям.
В этом блоке задания ребенку нужно выполнить самому, но ему дан готовый ответ, либо ему дается несколько ответов, среди которых один правильный, а остальные получены в результате типичных ошибок, либо ребенок сам выполняет задание и сам доказывает правильность его выполнения. Задания этого блока могут дифференцироваться в зависимости от уровня сформированности «исполнительского» блока, что соответствует развитию у ребенка умения решать учебные задачи.
Рассматривая сформированность второго компонента До внедрения Системы математических упражнений мы выявили, что учащиеся, практически большинство детей , имеют высокий уровень сформированности умение выделять и принимать учебную задачу, что характеризуется способность сформулировать новую учебную задачу; определить собственные возможности в ее решении и принимает учебную задачу как цель своей деятельности. На среднем находятся около 35% учащихся, что говорит о том, что ученик удерживает, помнит учебную задачу урока, выполняет действия, способ выполнения которых не знаком, но не может сформулировать на этой основе новую учебную задачу и определить свои возможности в ее решении, определяет цель задания, как овладение способом действия. Но некоторые учащиеся могут самостоятельно ставит учебную задачу — овладеть выполнением заданий какого-либо вида.
И 10% учащихся не могут сказать, чего научились на уроке, цель заданий видят в получении конкретного результата, ответа; не могут отделить задания, способ выполнения которых еще не знают. Они не осознают смысл задачи, поставленной учителем, или, понимая ее, не принимает эту задачу как руководство к действию.
После внедрения системы упражнений в экспериментальном классе показатели 9% учащихся выросли до высокого уровня, в свою очередь показатели среднего уровня сократились на 4%, а низкого на 3%. По результатам второй диагностики видно, что в экспериментальном классе показатели значительно выросли.
Реализация мотивов и целей учебной деятельности осуществляется в процессе выполнения учеником системы учебных действий Учебные действия включают в себя конкретные способы преобразования учебного материала в процессе выполнения учебных заданий. Диагностика данного компонента до внедрения Системы математических упражнений показала что, около 11% детей находятся на низком уровне, что указывает на то, что не может выполнять учебные действия как таковые, может выполнять лишь отдельные операции без их внутренней связи друг с другом или копировать внешнюю форму действий; не осознает содержание учебных действий и не может дать отчета о них; ни самостоятельно, ни с помощью учителя неспособен выполнять учебные действия; навыки образуются с трудом и оказываются крайне неустойчивыми. Примерно 30% учащихся имеют средний уровень, что говорит о том, что ребенок самостоятельно применяет усвоенный способ действия к решению новой задачи, однако не способен внести в него даже небольшие изменения, чтобы приноровить его к условиям конкретной задачи. И лишь 45% детей имеют высокие показатели сформированности, т. е. Умеет обнаружить несоответствие новой задачи и усвоенного способа; пытается самостоятельно перестроить известный ему способ.
Однако может это правильно сделать только при помощи учителя. Опирается на принципы построения способов действия и решает новую задачу «с хода», выводя новый способ из этого принципа, а не из модификации известного частного способа. Овладевая новым способом, осознает не только его состав, но и принципы его построения , осознает сходство между различными модификациями и их связи с условиями задач.
Через несколько уроков детям предлагалось перейти к следующему блоку заданий, но лишь тем, у кого были сформированы предыдущие два блока. На этом уроке задания придумывали самими дети, такие же как те, которые им предлагались автором . Этот блок позволяет выяснить, умеет ли ребенок выделять существенные связи и отношения в учебном материале.
Этот блок называется «рефлексивный» и дает возможность детям без особых усилий закрепить уже имеющиеся знания и помочь своим товарищам. Все блоки дают возможность детям с разными математическими способностями почувствовать свои силы.
Следующим этапом работы был «диагностический» блок. Это задания с «ловушками», а так же задания с недостающими и лишними данным. Дети на этом уроке не только исправляют и решают задачи, но и самостоятельно придумывают задания с «ловушками», что позволяет определить, насколько ребенок видит «ошибкоопасные» места. Чтобы придумать задания с «ловушками», можно, например, из задачи убрать вопрос или выпустить одно из данных.
Чтобы школьник принял учебную задачу, поставленную учителем, он должен, во-первых, понять ее, во-вторых, оценить свои возможности в решении этой задачи и после этого или не принять ее, или принять учебную задачу как руководство к действию.
Последние уроки были посвящены задачи повышенной трудности, не выходящие за рамки изучаемых понятий по годам обучения, но требующие нестандартных способов решения, т. е. те задачи, в которых связи между данными и искомым выражены необычно. К задачам повышенной трудности относятся также задачи, вопрос которых сформулирован нестандартно. Решение задач повышенной трудности помогает выработать у детей привычку вдумчиво относиться к содержанию задачи и разносторонне осмысливать связи между данными и искомым. Эти задачи можно предлагать в первом классе, имея в виду одно условие: детям должно быть известно решение обычных задач, к которым сводится решение предлагаемой задачи повышенной трудности.
На каждом последующем уроке вводились задания различных блоков, с целью закрепления и обобщения. Поэтому работа проводилась на протяжении всего учебного года и не только по теме «Задача», но и во время изучения всех цифр первого десятка. В этот период вводились лишь элементы заданий.
После внедрения системы математических упражнений видно, что по результатам третьей диагностики в экспериментальном классе показатели значительно выросли: показатели 18% учащихся выросли до высокого уровня, показатели среднего уровня сократились на 21%, а низкого на 4%.
Вывод. Сформированность компонентов учебной деятельности проявляется в том, что, очутившись перед необходимостью решения задачи, ученик может «умственно проиграть» строение необходимой самостоятельной деятельности из ее решения сначала на уровне общего способа, а затем и конкретных действий и уже после того последовательно воспроизвести на практике весь необходимый алгоритм учебных действий, сопровождая его действиями самоконтроля и самооценивания.
Процесс становления учебной деятельности требует отработки каждого его компонента. Не усвоение хотя бы одного из них приводит к деформации учебной деятельности, поэтому необходимо учитывать все критерии формирования учебной деятельности. А обучения математике будет только тогда эффективным когда учитель, начиная еще с первого класса будет в вводить в процесс обучения специальные упражнения адекватные структуре учебной деятельности.
Чтобы оценить степень сформированности учебной деятельности у учащихся, учитель может использовать метод наблюдения. Наблюдения проводятся в ходе учебного процесса в таких ситуациях как выделение, определение, постановка целей деятельности на уроке, отработка навыков, анализ условий задачи и ее решение, решение знакомых и новых задач, оценка учеником своих действий и т. д.
ФОРМИРОВАНИЕ КОМПОНЕНТОВ УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПРИ ОБУЧЕНИИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ МАТЕМАТИКЕ