Формирование навыка выразительного чтения
Сегодня своей идеей делится с нами Нелли Львовна ФЕДОРОВА, учитель из лицея № 32 г. Орла. Много внимания на уроках она уделяет формированию навыка выразительного чтения, о котором в школе вспоминают все реже. А зря. Н. Л. Федорова приводит слова К. С. Станиславского о важности «чтения с разметкой»: «Берите почаще книгу, карандаши, читайте и размечайте по речевым тактам.
Набейте себе в этом ухо, глаз и руку. Чтение по речевым тактам скрывает в себе еще одну более важную практическую пользу: оно помогает самому процессу переживания». Благодатным материалом для занятий выразительным чтением становятся «Стихотворения в прозе» И. С. Тургенева.
Вот как, например, проходит работа над стихотворением «Два богача».
1. Чтение стихотворения учителем наизусть.
2. Беседа с классом по первым впечатлениям о тексте.
3. Работа по составлению партитуры текста .
4. Чтение стихотворения учащимися.
Партитура первой части
Когда при мне Превозносят богача Ротшильда , который из Громадных своих Доходов уделяет целые тысячи на воспитание детей, на лечение больных, на призрение старых — Я хвалю и Умиляюсь .
— Работа над логическим ударением и темпом чтения.
— Работа со словарем С. И. Ожегова: «хвалить» — выражать одобрение; «умиляюсь» — испытываю нежное, трогательное чувство. Задача чтеца — показать трогательность поступка богача Ротшильда.
Партитура второй части
Но , и хваля и умиляясь, Не могу я Не вспомнить Об одном Крестьянском семействе, принявшем Племянницу в свой разоренный Домишко.
— Задача чтеца — показать, что поступок Ротшильда прекрасен, но помощь мужика ценнее, потому что это естественный порыв, нечто обыденное, не заслуживающее особых эмоций, например «умиления».
— Заметим психологическую паузу, созданную автором с помощью противительного союза «но», и двойное отрицание, на которое падает главное логическое ударение.
Партитура третьей части
— Возьмем Мы Катьку, — говорит баба, — Последние наши Гроши на нее пойдут, — не на что будет Соли добыть, Похлебку посолить…
— А Мы ее… и не соленую, — ответил Мужик, ее муж.
— Работа над диалогом. Не звучит ли реплика бабы провокационно ? Обратите внимание на многоточие.
Все ли доводы приводит мужу баба?
— Отметим использование психологической паузы .
— Поработаем над интонацией: мужик чуть ироничен, мягко настойчив; как бы уговаривает и себя, понимая, что взваливает лишний груз на всю семью. Автор подчеркивает, что ни мужик, ни баба не решают каждый за себя, они оба говорят «мы» , оставаясь вместе в радости и горе. Задача чтеца — передать чувство милосердия простых людей, которые следуют заповеди Христовой «Возлюби ближнего своего как самого себя».
Партитура последнего предложения
Далеко Ротшильду до этого мужика!
«О чем заставляет задуматься заключительная строка стихотворения-притчи?» — этот вопрос может стать темой мини-сочинения. В конце урока проводится конкурс чтецов.
Формирование навыка выразительного чтения