Формирование основ гармоничного мироощущения поэта в Лицее
Лицей. В этом закрытом учебном заведении началось становление личности Пушкина. В течение всей жизни он с любовью вспоминал товарищей-лицеистов.
Им посвящены многие его превосходные стихотворения. «Прекрасный союз» юношей сложился в стенах Лицея.
Неизгладимый след в памяти человека оставляют талантливые учителя-воспитатели. Любимцем всех лицеистов стал молодой профессор права А. П. Куницын. Он воспитывал лицеистов в духе вольномыслия и свободолюбия, критикуя деспотизм, защищая права свободы и личности.
Пушкину он был особенно близок, потому что он, сам того не ведая, стремился всей душой к свободе, но часто ощущал себя невольником.
Французский язык и литературу преподавал Будри. Лекции этих и близких к ним по духу профессоров, а также запрещенная политическая литература, широко распространенная среди лицеистов, превращали Лицей времен Пушкина в школу политического вольномыслия. Недаром Пушкин и его друзья называли его «лицейской республикой».
История, языки, литература — любимые предметы Пушкина. Точные науки его не увлекали, и он нередко приходил неподготовленным.
Из воспоминаний Пущина: «Вызвал его раз Карцов к доске и задал алгебраическую задачу. Пушкин долго переминался с ноги на ногу и все писал молча какие-то формулы. Карцов спросил его наконец: «Что же вышло? Чему равняется икс?» — Пушкин, улыбаясь, ответил: «Нулю!» — «Хорошо!
У вас, Пушкин, в моем классе все кончается нулем. Садитесь на свое место и пишите стихи». Спасибо Карцову, что он из математического фанатизма не вел войны с его поэзией».
Как вспоминает Пущин, все профессора «смотрели с благоговением на растущий талант Пушкина».
Многие лицеисты писали стихи. Профессор словесности Коршанский выделял Пушкина, который поражал его своей исключительностью. Лицеисты издавали рукописные журналы «Неопытное перо», «Лицейский мудрец», «Юные пловцы», «Сверчок». «Пушкин… постоянно и деятельно участвовал во всех лицейских журналах», — свидетельствует Пущин.
В последние годы пребывания в Лицее Пушкин, Пущин и другие лицеисты встречаются с офицерами, будущими деятелями декабристских организаций.
Формирование основ гармоничного мироощущения поэта в Лицее