ФРАНЦИЯ В РОМАНЕ «КРАСНОЕ И ЧЕРНОЕ»
Роман Стендаля «Красное и черное», что есть одним из первых выдающихся образцов реализма XIX столетие и принес писателю всемирную славу,- зеркало, не омраченное временами, с которым писатель шел большим путем современного ему жизни. А которым же была эта жизнь? Каковой была Франция позапрошлого столетия, о которых рассказал нам автор? Кто руководил страной, которым было общество, как жил народ?
20-те года — это года господства Карла Х (1824-1830), который издавна мечтал о восстановлении французского средневековья, о временах, когда трон властителя окружали рыцари. И он это осуществил, когда пришел к власти. Придворные праздники и развлечения, выезды Карла Х к разным городам Франции определялись большим количеством придворных, духовенства, прислужников, которые имитировали старину. Короля не интересовало, сколько все это стоило и кто за все расплачивался. Главными для него были авторитет, престиж, склонение перед его именем, получение от жизни удовлетворений и наслаждения. Стендаль очень ярко об этом рассказал в своем романе, особенно когда описал посещение королем городка Вернера и аббатства Бре-Ле-В. «Из раннего утра в воскресенье тысячи крестьян из окружающих гор пленили улицы Вернера. При приближении короля грохнули звоны, начала стрелять старенькая испанская пушка. Почетная стража тронула навстречу процессии. Все захватывались роскошными небесно-голубыми мундирами с серебряными эполетами — формой, в которой почетные дежурные красовались еще семь лет тому». «В Бре-Ле-В священники устроили целый крестный ход. В маленькой часовенке для короля только на алтаре пылало едва не тысяча свечек. Вечером в городе была устроена иллюминация, а крестьянам раздали десять тысяч бутылок вина. Одна только церемония в Бре-Ле-В стоила три тысячи восемьсот франков».
На какие же социальные классы, силы опирался Карл Х за своего правления? Большей частью на дворян и духовенство. Была восстановлена тайная организация єзуїтів, которая везде помогала римо — католической церкви. Но после Большой французской революции, в годы Директории и Империи, вырос и окреп еще один класс — класс буржуазии, не считаться с которым король не мог. Поэтому в стране возникшая палата депутатов, куда вошли и представители буржуазии. Крестьянство и мелкий люд городов после революции получил название четвертого залога. Что же собой представляли эти классы? Какую роль они отыгрывали в прогрессивном развитии страны? Чем занимались, чем захватывались? Хочется сразу же подчеркнуть, что во времена Стендаля французы негласно еще делились на «порядочных» и «презренных». Порядочный, уважаемый означало богатый. Если ты бедный, значит, ты ничто, непорядочный. Чтобы читатель мог лучше разобраться во всей этой сложной социально-политической системе, Стендаль развернул событию романа в трех городах — в Верьере, Безансоне и Париже, т. е. в провинции, семинарии и столицы. Познакомимся сначала с уважительными, порядочными людьми этих вышеназванных городов. Управляет Верьером господин где Реналь, самодовольный и высокомерный дворянин, для которого главное — родовитость, т. е. происхождение, и деньги. Все таланты этого человека сводятся к тому, чтобы заставлять всякого, кто ему виновный, платить себе с наибольшей аккуратностью, а самому со своими долгами тянуть по возможности дольше. Он считал, что все ему завидуют. Конечно, не без основания. Он прекрасно обставил свой роскошный городской дом, под крышей которого провел ночь король. Очень неплохо подновил мэр города и свой замок в Вержи.
Как же жил народ в городе? Хорошо ли управлял городом господин где Реналь? В романе упоминаются тюрьма, больница и приют для бедных, которые было стыдно показать чиновнику из Парижа господину Апперу. Зато под властью господина где Реналя процветали такие, как Вально, что олицетворял класс буржуазии. Господин Вально, директор приюта для бедных, наглый и бесстыдный от природы, нажил себе богатство, ничем не пренебрегая, не считаясь ни с какими унижениями. Он царствует в городе «вместе с упорными дураками из среды торговцев, с первоклассными невеждами из среды судейских людей, с отчаянными шарлатанами из среды врачей». Уважаемые жители были большей частью роялистами, приверженцами монархии, но поддерживали отношения и с либералами. И те, и другие имели потребность одно в одном — одним нужны были удобные места, должности, другим нужны были голоса на выборах. Деньги, прибыль — вот цель жизни людей с положением города. «От их богатства пахло краденными деньгами», в их взаимоотношениях «было что-то мерзкое». И вот эти люди, «эти глупые, которым выпало счастья родиться знатными, богатыми и воздержанными», создавали общественную мысль. Горе тома, кто от них отличался!»
Возможно, либералы были ближе к народу и проявляли заботу о нем? Обратимся к тексту. Снова встреча короля с жителями Верьера. «И вдруг в почетной достойные все заметили Жульена, сына плотника». Негодованию «порядочных» людей не было границы. Особенно приходили в негодование либералы, которые, с утра до вечера сидя в кафе, говорили о равенстве и воле. «В обществе,- делает вывод Стендаль,- процветали лицемерие, зависть, злоба, протекционизм, корыстолюбие, стремление к обогащению, тщеславие. «А чтобы как-то удержаться на месте, все эти мошенники (о которых упоминалось выше) вынуждены были искать союз с конгрегацией». Что же собой представляло французское духовенство? Ведь оно было и является посредником между Бог и людьми, должно учить добрую, любви, бескорыстия, чести. Отправимся вместе со Стендалем в Безансон, в духовную семинарию, которую Жульен, главный герой романа, назвал «адом земным, тюрьмой». «Со времен Вольтера французская церковь поняла, что настоящие ее враги — это книги. Покорность — высшая за все в ее глазах». Священники искореняли любую живу мысль. Люди, на их взгляд, должны не раздумывать, а слепо выполнять то, что требует церковь и государство. Во времена правления Карла Х вступает в силу закон о святотатстве, который осуждал насмерть за атеизм.
Не сторонилась церковь и денег. Что больше человек жертвовал на разные церковные нужды, то больше почетной и благонадежной она считалась. В конце романа господин где Реналь через небольшие подношения церкви стал считаться якобинцем и потерял должность мэра, а господин Вально, щедрый на руку, стал бароном и мэром города Верьера. Церковь делала авансы доносы, клеветы. В семинарии за всеми следили «фискалы» аббата Кастанеда, будущих пасторов народа учили «продавать места в раю» и добиваться прихода с богатыми подношениями. И среди духовенства процветали лицемерие и низкопоклонничество. Так, мощнейший в Безансоне аббат где Фрилер, что мог «снимать префектов», разбогател и добился должности старшего викария благодаря тому, что умел забавлять безансонского епископа. У епископа было очень слабое зрение, а он страстно любил рыбу. Аббат де Фрилер выбирал косточки из рыбы, которые подавали его высокопреосвященству. И вот Париж, «центр разных интриг и лицемерия!». Светское общество, общество избранные люди представлены семьей маркиза где Ла-Моля и его салоном. Извне холодных, почтительных, любезных, воспитанных людей Стендаль назвал обществом «безмолвных сановников и всяческих интриганов с сомнительной репутацией». Для маркизы где Ла-Моль, например, главное в человеке, достойное поваги, — это «иметь в своем роде предков, которые принимали участие в крестовых походах», т. е. родовитое происхождение.
Умный, предусмотрительный маркиз где Ла-Моль в первую очередь думает о своих развлечениях, а уже потом о делах, которые сводились у него к увеличению прибылей и к получению должности министра. Для этого общества характерным есть заносчивость, спесивость, тщеславие, пресыщенность жизням, презрение к тем, кто не такой, как они. «Ради развлечения они могли унижать людей, поэтому им не приходилось рассчитывать на настоящих друзей». «В разговорах не припускалось никаких шуток только над Господом Бог, над духовенством, над людьми с положением… Не припускалось никаких благоприятных отзывов о Беранже, Вольтере, Руссо…», о том, что хотя немного напоминало вольнодумство. «Наименьшая живая мысль казалась грубостью». Это было не жизнь, а «существование, насквозь пронизанное честолюбием, желанием справить впечатление в обществе». Все покупалось и продавалось — «титул барона, титул виконта…» Какие же люди в прошлому были нежелательными в обществе «порядочных людей»? Честные и отданные своему делу аббаты Шелан и Пирар, Фуке, якобинец граф Альтамира, простолюдин Жульен — мыслящие, смелые люди с чувством собственного достоинства, «мужественные и благородные».
Такая была современная для Стендаля Франция. А свое время писатель назвал «выродившимся, скучным столетием, пронизанным подлостью и страхом».
ФРАНЦИЯ В РОМАНЕ «КРАСНОЕ И ЧЕРНОЕ»