Фридрих Шиллер (1759-1805). Жизнь и творческий путь
Вот как говорил о Ф. Шиллере его товарищ — немецкий поэт Й. В. Гете: «Телосложение его, осанка, походка, даже каждое его движение были преисполнены гордости. И лишь глаза у него были нежными. И талант его был таким же, как его внешность. Он смело брался за большой сюжет, исследовал его отовсюду, рассматривал со всех сторон». Или в другом месте: «Его ничто не сковывало, ничто не останавливало свободного полета его мысли. Все крупные планы он создавал свободно. Это настоящий человек». Чем объясняется такая высокая оценка, которую признанный мастер дал своему младшему товарищу по перу?
Йоганн Кристоф Фридрих Шиллер родился в семье полкового врача в г. Мирбахе на территории Вюртембергского герцогства. По законам герцогства, родители отдали сына в «Академию» — закрытого учебного заведения, где юноша должен был изучать медицину (поскольку его отец был врачом). «Академией» опекался герцог Карл Евгений, который любил армию, муштру, поэтому это учебное заведение больше было похоже на военное.
Такая атмосфера пагубно влияла на впечатлительного юношу. Единственной его утехой было чтение произведений греческих классиков, Шекспира, Лессинга, Руссо. На время обучения приходятся и первые литературные попытки и настойчивая работа над драмой «Разбойники».
В 1780 г. Шиллер закончил медицинский факультет и стал военным врачом. Опасаясь вольнодумства юноши, герцог запретил ему писать что-нибудь, кроме медицинских произведений. Шиллер покидает герцогство, расставшись с отцом, сестрами, друзьями. Начались его скитания. Но писать он не прекращает. Из-под его пера выходят драмы «Коварство и любовь», «Дон Карлос», лирические стихи.
Летом 1787 г. Шиллер поселился в небольшом городке Веймаре, где жил кумир его юности Й. В. Гете. Со временем они стали друзьями, и прославленный Гете поддерживал своего младшего товарища и морально, и материально.
В 1804 г. у Шиллера появляются признаки неизлечимой болезни, но он продолжает настойчиво работать, занимается философией. Поэт много размышляет над смыслом человеческого бытия. По мнению Шиллера, цивилизация имела для жизни человека не только положительные следствия (наука, техника, усовершенствованные законы), а и отрицательные. И самым страшным было то, что человек терял лучшие моральные черты (простоту, искренность, сердечность, веру). Человек становился весьма рациональным. Шиллер считал, что единственным, что сможет вернуть человека на правильный путь, является искусство. Вот почему он говорил: «Красота должна направить людей на путь истины».
По мнению писателя, красота вечная и вездесущая, только она способна облагородить душу человека.
9 мая 1805 г. Шиллера не стало. Его торжественно похоронили на кладбище церкви св. Якова. Позднее останки поэта были перенесены в склеп веймарских герцогов, где, они лежат и теперь рядом с телом Гете. На следующий день после погребения состоялся торжественный молебен, после которого выполнили «Реквием» Моцарта.
Творческий задел художника довольно весомый. Есть в нем драмы («Разбойники» (1781), «Коварство и любовь» (1784), «Дон Карлос» (1787)), трагедии («Валленштейн» (1797-1799), «Орлеанская дева» (1801), «Мария Стюарт» (1801), «Вильгельм Телль» (1804)), поэма («Песня о звоне» (1799)), философская лирика («Боги Греции» (1788), «Художники» (1789)), работа по эстетике («Письмо об эстетичном воспитании человека» (1795)).
Фридрих Шиллер (1759-1805). Жизнь и творческий путь