Фридрих Вольф
В современных и исторических пьесах Фридрих Вольф продолжил творческую линию своей драматургии 20-30-х годов, которая отличалась политической злободневностью и стремлением побудить зрителя к принятию верных решений. После 1945 года из прежних пьес Вольфа особенно охотно в репер-туары многих театров включали пьесу «Профессор Мамлок» (1934).
Фридрих Вольф активно участвовал в создании демократического радиовещания и кинематографии. С 1949 по 1951 год он был первым послом Германии в Польше.
Пьесы Вольфа выявляют социально-историческую сущность событий. В них действуют персонажи, судьбы которых трогают зрителя, позволяя ему понять общественно важные моменты действительности.
Пьеса «Словно звери лесные» (1948) показывает молодых людей в последние дни войны, когда им приходится сделать трудный для себя выбор. По своему содержанию эта пьеса близка работам молодых драматургов, однако она отличается большей последовательностью в выводах, содержащихся в самом действии пьесы; с другой стороны, ей недостает той непосредственности чувств, которая присуща пьесам Денгера и Гертца.
«Серьезная комедия» Вольфа «Бургомистр Анна» (1950) была поистине новаторской работой. Новые общественные отношения впервые целиком определили материал и структуру драматического произведения, хотя Вольфу и не вполне удалось раскрыть в нем всю диалектику социальных перемен.
Молодая героиня пьесы, народный бургомистр Анна, добивается строительства новой школы, несмотря на противодействие и бюрократические рогатки кулака Лемкуля. Тем самым на сцене впервые наряду с антагонистическими
Конфликтами предстали неантагонистические противоречия нового общества. Главная же героиня пьесы оказалась предшественницей многочисленных замечательных образов литературы Германии.
Актуальным проблемам современности посвящена и последняя пьеса Вольфа, историческая драма «Томас Мюнцер» (1953). Автор вернулся к теме, которая интересовала его еще в 20-е годы («Бедный Конрад», 1924). Обратившись к апогею революционных выступлений крестьянства в XVI веке, Вольф исходил из главных исторических вопросов революции и стремился показать их связь с современностью.
В расколе революционных сил Вольф видит главную причину трагического поражения, в защите революционной власти — одну из важнейших задач. Эпические драматические образы, запечатлевшие революционное прошлое, несут в себе мощные импульсы для современной борьбы. Изображение сражающегося народа тесно связано с показом духовной эволюции Мюнцера, причем связь эта отличается большой художественной убедительностью.
Наряду с театральной работой Фридрих Вольф создал ряд произведений и в других жанрах. В поэме «Лило Герман» (1950) он воздал дань славной памяти борцам антифашистского Сопротивления. В романе «Менетекел, или Летающие блюдца» (1952) Фридрих Вольф разоблачал антикоммунистическую истерию времен «холодной войны».
Фридрих Вольф