Галерея помещиков в поэме Н. В. Гоголя «Мертвые души»
Поэма Н. В. Гоголя «Мертвые души», написанная в 1841 году, стала одним из замечательных произведений не только русской литературы XIX века, но и последующего времени. Несомненно, что по силе и художественному мастерству, по глубине идей и мастерству их воплощения, бессмертное творение великого русского писателя стоит в одном ряду с такими шедеврами русской литературы, как «Горе от ума» А. С. Грибоедова, «Евгений Онегин» А. С. Пушкина и «Герой нашего времени» М. Ю. Лермонтова. В своей незавершенной поэме автор хотел показать всю Русь, все ее пороки, недостатки и достоинства. Известно, что художественный замысел был «подарен» Гоголю Пушкиным.
Нельзя говорить о том, что автору удалось нарисовать картину жизни Руси «лишь с одного боку», создав галерею помещиков, образы чиновников губернского города и крепостных крестьян. Образы помещиков нарисованы Гоголем наиболее полно и многогранно. Их описанию посвящены пять глав . В них автор создал пять различных портретов, столь непохожих друг на друга, хотя черты типичного российского помещика проступают в каждом из них.
При описании каждого из помещиков Гоголь идет следующим путем: описание деревни, господского дома, портрет хозяина, интерьер, в котором наиболее точно проявляется сущность помещика. Первым владетелем крепостных, к которому приезжает Чичиков, оказывается Манилов. Уже в его фамилии проступают черты его характера. Как пишет Гоголь, «черты его были не лишены приятности, но в эту приятность… чересчур было передано сахару». Манилов — человек сентиментальный, живущий в мире своих мечтаний и фантазий, далекий от реальной действительности.
В его воображении жизнь является некоей идиллией, картиной довольства с разнообразными «храмами уединенного размышления». Когда-то в молодости Манилов слыл в армии образованным человеком, между тем в его кабинете лежит книга, заложенная на четырнадцатой странице уже два года. Манилов представляет собой пародию на героя сентиментальных романов, а его беспочвенные мечтания и «прожекты» дают повод Гоголю сравнить помещика со «слишком умным министром». Подобное сравнение означает, что иной министр может и не слишком отличается от мечтательного и бездеятельного Манилова, а «маниловщина» является типичным явлением этой пошлой жизни.
Ирония Гоголя вторгается в запретные зоны. Впрочем, Манилов — далеко не самый отрицательный персонаж поэмы, так как излишняя слащавость, сентиментальность, пошлость не являются худшими чертами человеческого характера. У этого помещика нет сумасбродства Ноздрева, торгашества Собакевича, прижимистости Коробочки, скупости Плюшкина. Надо заметить, что при описании помещиков Гоголь идет от лучшего к худшему: от Манилова к Плюшкину, «прорехе на человечестве, обладающему самой омертвелой душой «.
После встречи с Маниловым Чичиков отправляется к Собакевичу, но, заблудившись в пути, оказывается у Коробочки. Описывая Коробочку, автор сравнивает ее с «одной из тех матушек, небольших помещиц, которые плачутся на неурожаи,., а между тем набирают понемногу деньжонок». Основной жизненный принцип «дубинноголовой» Коробочки — «не продешевить». Впоследствии она и приезжает в город узнать цены на мертвые души.
Характеризуя помещицу, Гоголь не может удержаться и не добавить, что «иной и почтенный, и государственный даже человек, а на деле выходит совершенная Коробочка», тем самым подчеркивая типичность помещицы. Совершенно другой тип помещика представляет собой Ноздрев, которого встречает в трактире по пути к Собакевичу Чичиков. Это «исторический человек», «мастер лить пули», шулер, картежник, готовый менять кого угодно на что угодно. Он — несусветный враль со своеобразной «широтой души», имеющий «страстишку — нагадить ближнему».
Интересно то, что все об этом знают и тем не менее Ноздрева везде принимают. Как едко замечает Гоголь, «такое на одной Руси могло случаться». Ноздрев ведет себя вызывающе, даже агрессивно .
Своим хозяйством он не занимается, единственное место, которое содержалось у него в образцовом порядке, — это была псарня, где он был «совершеннейший отец среди семейства». Он является родоначальником такого социального явления, как «ноздревщина». После чудесного спасения с помощью капитана-исправника Чичиков, наконец, добрался до деревни Собакевича.
При описании характера данного персонажа Гоголь прибегает к приему одушевления неодушевленного. Уже сама деревня, построенная добротно, из массивных бревен , кажется, олицетворяет самого Собакевича. Так же и интерьер господского дома: все массивно, прочно, тяжеловесно, кажется, что каждый предмет говорил: «И я тоже Собакевич».
Чичикову помещик напоминает «средней величины медведя «. По своему характеру Собакевич является циником, не стыдящимся морального уродства ни в себе, ни в других. Общаясь с чиновниками города NN. играя с ними в вист, ведя с ними свои дела, он дает им крайне нелестные характеристики . Этот помещик представляет собой тип помещика-торгаша, «кулака». Из всего он пытается извлечь выгоду, даже из продажи «-мертвых душ», в конечном итоге он подсовывает Чичикову некую Елизаветъ Воробей, выдавая ее за крепостного.
Он и о своих крестьянах заботится постольку, поскольку это его крепостные, которые приносят ему прибыль. Последним помещиком, которого посещает Чичиков, является Плюшкин. Он — единственный персонаж поэмы, прошлое которого нам показано . Собакевич, Манилов, Ноздрев, Коробочка — все они застыли в своем развитии, их образы статичны. Образ же Плюшкина динамичен, он претерпевает некую эволюцию, правда, от лучшего к худшему.
Ранее он был неплохим, рачительным хозяином, даже соседи ездили к нему поучиться хозяйствованию. Но жена умерла, старшая дочь вышла замуж за военного, сын стал делать карьеру в армии , вскоре умерла и младшая дочь, и он остался один. В результате началась та моральная деградация личности, которая сделала из хорошего хозяина «прореху на человечестве», болезненного скрягу, собирающего всякий хлам, будь то старое ведро, листок бумаги или перо. Плюшкин превратился в некое бесполое существо . Деревня и хозяйство помещика находятся в полном упадке, везде заметна «какая-то особенная ветхость».
Но все-таки даже этому помещику автор оставляет шанс на перерождение. Его душа напоминает сад возле дома: «Такая же мрачная, заросшая, заглохшая». Однако в саду Чичиков замечает, что солнце, каким-то образом проникшее в этот сад, освещает одну ветвь клена так, что она становится «прозрачной и огненной, чудно сиявшей в этой густой темноте». Огненная ветвь клена в саду чем-то схожа с подобием чувства, промелькнувшего на лице Плюшкина при упоминании его школьного товарища.
Вполне возможно, что в последующих частях поэмы автор хотел показать моральное перерождение не только Чичикова, но и Плюшкина, душа которого все-таки не умерла до конца . Но все-таки и помещики, и их быт неподвижны, они застыли все в своем развитии. Гоголь в своей бессмертной поэме «Мертвые души» показал неприглядную картину жизни поместных дворян, их моральное вырождение, упадок. Галерея помещиков представляет собой галерею «мертвых душ», «ока-менелостей». Они уже не способны выполнять свое прямое предназначение — способствовать процветанию государства Российского.
Они мертвы не только морально, но и духовно.
Галерея помещиков в поэме Н. В. Гоголя «Мертвые души»