Гармония внутреннего мира, душевная чистота Татьяны. Пушкинское переосмысление типа романтика в образе Ленского
Цель: учить давать характеристику герою художественного произведения, чтобы использовать приобретенные умения в реальной жизни; формировать навыки вдумчивого чтения художественного текста; оказывать содействие формированию толерантного отношения к окружающим и собственной этической жизненной позиции.
Оборудование: портрет А. Пушкина.
Тип урока: углубленное изучение художественного произведения.
Я не в Онегина влюбилась, а в Онегина и в Татьяну (и, наверное, в Татьяну немного больше), в них обоих вместе, в любовь. М. Цветаева.
Ход урока.
I. Актуализация опорных знаний.
1. Экспресс-опрашивание.
Какие две разные жанровые формы соединил А. Пушкин в произведении «Евгений Онегин»? (эпос + лирика = роман в стихах). Докажите, что роман является реалистичным. (Конкретное время; причины событий связаны с действительностью; судьба героя зависит от его поступков и его выбора). Кто является главным героем романа? (В романе два главных героя: Онегин и его друг-поэт). Кто из персонажей романа является идеологическим оппозиционером Онегина и живет по другим жизненным принципам? (Автор, Ленский, Татьяна). Какую роль играет художественный образ в реализации авторского замысла? (Автор мыслит образами. Художественный образ для него — основная возможность высказать свои мысли).
2. Выразительное чтение наизусть письма Татьяны к Онегину.
II. Мотивация учебной деятельности.
Учитель. В художественной литературе есть такие произведения, которые сразу же после первого прочтения навсегда западают в душу, а их герои способны наполнить ее радостью и тревогой. Именно такой есть Татьяна Ларина.
Она, подобно шекспировской Джульетте, стала символом женственности, глубокой, безграничной любви и порядочности. Татьяна — человек с гармоничным внутренним миром и чистой душой. Если мы поймем сущность образа Татьяны, мы поймем одну из основных идей романа. (Ученики записывают тему и эпиграф урока в тетради).
III. РАбота над темой урока.
1. Характеристика образа Татьяны с прочтением отрывков из текста.
Работа ведется сначала в парах, потом — коллективно.
Ориентировочный план характеристики образа Татьяны Лариной.
1. Биография героини.
2. Портрет Татьяны.
3. Взаимоотношения Татьяны с родителями, сестрой, детьми, соседями, Онегиным, Ленским, московским и петербургским обществом.
4. Характеристика Татьяны автором, Онегиным, московским и петербургским обществом.
5. Поступки, которые наиболее полно раскрывают характер героини.
6. Отношение автора к Татьяне.
Проблемные вопросы.
Автор неоднократно подчеркивает оригинальность Татьяны, ее непохожесть на окружающих. Почему, по вашему мнению, петербургские круги считали ее «своей», когда Онегин всегда был «чужим, чудаком»?
Как вы думаете, Татьяна лишь играет роль замужней светской дамы с безупречной репутацией, или она на самом деле изменилась?
Почему, по вашему мнению, Татьяна, которая любит Онегина, отвечает отказом ему в любви? Поддерживаете ли вы ее?
Можно ли считать безупречным поступок Татьяны — замужество без любви?
Можно ли назвать роман А. Пушкина «Евгений Онегин» гимном любви?
2. Характеристика образа Ленского.
Пушкинское переосмысление типа романтика в образе Ленского Учитель. Несмотря на разное воспитание, Татьяна и Евгений — духовно близкие люди. Оба умные, много читают, просвещенные, хорошо знают толк в людях. Именно Онегина Татьяна выделила из молодых людей, которых знала. Онегин также отдал предпочтение Татьяне. Им обоим присуща неудовлетворенность жизнью. Возможно потому, что была какая-то «нить единения» между Татьяной и Евгением, они будто бы поделились своими душевными достояниями: Татьяна разбудила в Онегине чувство и способность любить, сама же по его совету научилась владеть собой.
Почему Пушкин вопреки своей любви к героине не подарил ей счастливой любви? Как вы помните, Ленский, Ольга и Татьяна имеют общие черты: у них открытые, чистые души, герои любят природу и простую радость жизни, не испытали разочарований в жизни, их личности целостные и внутренне гармоничные. Их образ жизни и близость к природе являются неприемлемыми Онегину. Почему юному, искреннему и талантливому юноше Ленскому автор подарил такую короткую жизнь?
Беседа.
Какая судьба могла судиться Ленскому: обычная или необычная? Как произошло, что такие противоположные личности, как Онегин и Ленский, подружились? Как и из-за чего возникли разногласия между Онегиным и Ленским? Как отличаются поведение и раздумья каждого перед дуэлью? Объясните мотивы поведения Ленского, по которым он вызвал на дуэль Онегина. Как этот поступок иллюстрирует характер юного поэта? Мог ли Онегин отказаться от дуэли? Что ему помешало это сделать? Какие мысли вызвала у автора смерть Ленского?
IV. Рефлексия.
1. Коллективное обобщение.
Образом Татьяны Пушкин утверждает этические принципы новой жизненной философии, а образом Онегина отбрасывает распространенную философию гедонизма. Важность образа Татьяны не в том, что она, как и ее мать, вышла замуж и прожила всю жизнь с немилым, а привычка заменила ей любовь. Важным есть то, что Татьяна не откликнулась на предложение Онегина, как это делали другие женщины; она отказала Онегину ради любви, чтобы не убить в нем веру в любовь и себя. Ее «да» послужило бы причиной духовной смерти Онегина, она убила бы в нем ростки новой жизненной философии, которые выросли в его душе от мучения любви к ней. Что касается Ленского, то он — настоящий романтик подобно байроническому герою. Он склонен идеализировать действительность, руководствуется лишь чувствами, идеями и эмоциями. Вызвав на дуэль Онегина, он не может поступить иначе, хотя и сознает бесполезность собственного поступка и то, что этим собственноручно приближает свою смерть. Автор делает ударение на том, что дуэль бесцельная и смерть Ленского напрасная. Смерть романтика Ленского доказывает, что романтизму больше не место в русском обществе начала ХIX ст.
2. Составление сенканов на темы «Любовь», «Выбор», «Судьба».
V. ДОмашняя задача.
Подготовить сообщение об образе автора и картины природы в романе «Евгений Онегин»; подготовить выразительное чтение наизусть предложенного учителем отрывка.
Гармония внутреннего мира, душевная чистота Татьяны. Пушкинское переосмысление типа романтика в образе Ленского