Герои ищущие и мыслящие
Девятнадцатый век — век разочарований и краха надежд. Почти каждое царствование начиналось с попыток реформ и оканчивалось реакцией. Война 1812 года ознаменовала начало появления первых тайных обществ, оппозиционных правительству.
Герои века ищут выхода, ищут пути к гуманизму. Новые романтики, почувствовав свободные веяния Запада, жаждут свободы, их угнетает положение крестьян, они ужасаются отсталости страны, в которой живут. Светские вечера, пустые сплетни, ничего не значащие разговоры — это среда, воспитавшая героев романа «Война и мир» Толстого.
Неизбежен протест против такой бесцельной жизни, и он выражается в попытках героев найти свое призвание в жизни. Князь Андрей Болконский пробует себя в светской жизни, на военном поприще, в политике и в семейной жизни, но перед смертью помнит только бесконечно высокое и доброе небо. Жизнь прожита, а идеал не достигнут.
Пьер Безухов — тоже ищущий герой. Он кутит в свете, потом становится масоном и пытается помочь своим крепостным. Но все напрасно.
И лишь война, нарушившая все и сломавшая не одну судьбу, лишь это бессмысленное, зверское убийство сотен тысяч людей ставит все на свои места. Жизнь не имеет и не может иметь смысла. Жизнь — это жизнь.
Это постоянное служение добру и вера в него. Это даже не религия, это знание, которое он перенял у Платона Каратаева, простого человека, и потому не надуманное, а истинное. Оно не лишает человека действия, оно лишь говорит: «Делай добро, иначе зачем жить». В самом конце романа Пьер становится членом тайного общества.
Это не радикальный кружок. Толстой никогда не верил в революционный путь развития общества. Это всего лишь попытка воздействия на ход истории мирным путем: сначала должно пройти очищение внутри человека, и только после этого человек имеет право строить чужую жизнь.
После Отечественной войны 1812 года и после разочарования в либеральности Александра I в России появляются «Союз спасения» и «Союз благоденствия», деятельность которых привела к неудавшемуся восстанию на Сенатской площади в 1825 году. Попытка восстания не удалась. Новый царь начал правление с казней и ссылок.
Последовали годы реакции. Но сама мысль о новом государственном устройстве не замерла. Правительство добилось лишь того, что новое поколение уже не хотело останавливаться перед смертью ради главного дела, да еще воспитало Кирсановых-либералов. Молодежь второй половины века ждало разочарование в «отцах».
Все эти давно устаревшие принципы только раздражали базаровых, поэтому-то и развился нигилизм . Восторженность, любовь к жизни Пьера кажутся наивными в сравнении с ясным взглядом Базарова. Пьер мечется от одной идеи к другой, а Базаров начисто отметает все идеи и, окинув холодным взглядом реальность, неизбежно ужасается ей, и лишь одно стремление — разрушать — пробуждается в нем. Поэтому Базаров не строит, не пытается найти истину, как Пьер. «Сначала нужно сломать, а там — посмотрим».
Главное в том, что новое не должно быть похожим на старое. К такой же мысли приходит и Пьер, но делает все совершенно по-другому. Для него главное — духовная основа.
Он, как и Толстой, выбирает путь самосовершенствования. А Базаров не может так. Система должна быть уничтожена — в этом его правда.
Тысячи разных людей в разные эпохи пытались переустроить окружающий мир, сделать его добрее, гуманнее. Но всякое общество — это система. Оно создает себе подобных и отрицает возможность другой жизни.
Люди мыслящие пытаются противостоять этому. Потребность служить правому делу не дает людям успокоиться. Герои ищущие и мыслящие были всегда. Герои искавшие и не нашедшие появились только в XIX веке.
Герои, потерявшие и уставшие, — в XX.
Герои ищущие и мыслящие