• Главная
  • Рубрики
  • Все сочинения
Экзаменационные сочинения > Сочинения на свободную тему > Герои Леонова в романах и пьесах тридцатых годов прошлого столетия

 

Герои Леонова в романах и пьесах тридцатых годов прошлого столетия

Атмосфера второй половины тридцатых годов в стране, атмосфера подозрительности, поиска затаившихся врагов, гипертрофированной бдительности прекрасно передана в лучшей, по нашему мнению, пьесе с хорошо закрученной интригой «Метель». Худшие людские качества: лицемерие, ханжество, угодничество — активизируются в подобной обстановке. Подлинные преступники, подлецы и шкурники чувствуют в ней себя прекрасно, в совершенстве научились разговаривать в унисон начальству (Степан Сыроваров, Сергей Шабрин).

Страдают здесь люди искренние, не умеющие врать и изворачиваться (Порфирий, Катерина, Зоя, Валька). Они-то и стали самыми колоритными, убедительными характерами, драматическими антиподами в пьесе. И, напротив, как бледен представитель «старой гвардии», тех, кто делал революцию и отстаивал ее в гражданскую, «товарищ Поташов А. Д.» (так именует его автор). А симпатичный представитель этой гвардии в пьесе Марфа Касьяновна не случайно, очевидно, слепа. В отличие от предшествующей эту пьесу не завершает бодрая реплика; движение к гармонии идет через ошибки и разочарования, через боль и мучительный самоанализ, через вынужденную жестокость. Но… весь драматический текст пронизывает метафора постепенно налаживающейся новой жизни, оформленная в виде авторских повторяющихся ремарок. На фоне раздрая в семье Степана Сыроварова, среди «разгула русской зимы» в квартире советского номенклатурщика-приспособленца то и дело слышно, как за стеной «у соседей ребенок разучивает вальс» (2, т. 7, стр. 315). Шесть раз будет повторена в разной нюансировке ремарка о неловко, неуверенно, детской рукой разучиваемом вальсе, чтобы
в седьмой, под занавес, преобразиться в такой авторский текст: «Очень кстати, впервые так складно и слитно, детская рука за стеной играет совсем простенький вальс, который вскоре приобретает оркестровое звучание» (2, т. 7, стр. 374).

Вальс — самый мелодичный, эстетически совершенный, требующий от партнеров естественной гармонии, слиянности движений танец, стал здесь образом-символом некоего идеала, о котором так или иначе мечтают, а чаще тоскуют почти все персонажи «Метели». Даже взяточник и внутренний эмигрант Степан Сыроваров, герой из тех, кого традиционно называют отрицательным, этот «советский патриций» — и тот чувствует себя в такой обстановке вздернутым на дыбу:

Степан. …Я устал… О, эта вечная трясучка, этот ассирийский бред величия, эта легкая испарина ожидания по ночам…

Катерина. Что ты говоришь, Степан?… Сам же на всех перекрестках твердишь, что это и есть большая история, как при Иване и Петре…

Степан (с бешенством боли). А-а, При тех не требовали кричать ура на дыбе… .

Герои Леонова нередко склонность питают к метафизическим дискуссиям, что неизбежно во времена социальных конфликтов: не в порядке обывательских споров о политике, а в онтологическом духе. В повестях, романах и пьесах двадцатых годов последнее слово в этих обменах мнениями, как правило, оставалось за победителями (Арташез, Павел Рахлеев) или таковыми себя чувствующими (Чикилев, Редкозубов, Заварихин). Иное дело — тридцатые, годы строительства нового общества. Произведения этих лет при всем их эпическом созидательном пафосе буквально пропитаны подобными дискуссиями. Что не только «выталкивает» их из обоймы так называемых производственных романов или бытовых пьес, но и укрепляет их философский статус. Парадоксально, но в спорах на фоне строительных успехов у победителей нет прежней, как в двадцатых, уверенности. И чаще всего последнее слово остается за их оппонентами, в чьих аргументах много боли, пророчеств и прозрений.

Леонов-писатель лишает победителей привилегии выглядеть умнее, дальновиднее, мудрее. Что делает его творчество тридцатых не только высокохудожественной летописью героических усилий первопроходцев нового мира, но и придает ему характер первых заготовок, подступов к всестороннему философскому осмыслению нового мира как рывка человечества в его движении к справедливости и совершенству. Убежденность в исторической правоте коммунистической идеи, соединенная с философским бесстрашием и творческим опытом, обретенным за двадцать лет писательства, совершенно естественно привели его к замыслу поистине грандиозному. Пройдет более полувека, прежде чем в 1994 году, по выходу в свет романа «Пирамида», он будет реализован в этом «итоговом», по определению критика О. Овчаренко, произведении писателя (3, т. 2, стр. 3).

Такая медлительность объясняется не только масштабностью задуманного и высочайшей требовательностью мастера к себе. Началась Великая Отечественная, в четырехлетнем огне которой новорожденная идея проходила испытание на прочность. Она выдержала этот экзамен во многом благодаря детям Увадьева, Скутаревского, Курилова, Маккавеева, Вихрова, молодому поколению, что шло им на смену, заполняло незаметно «пробелы в передней боевой шеренге». В «Дороге на Океан» к нему обращены и строгие вопрошания, и зовущие к пониманию извинительные объяснения, и трогательные упования отцов: «Знают ли они, от каких клоак и кладбищ увело их стареющее поколение? Известно ли им, какими усильями пробивались эти бреши в веках; как великие успехи тормозились не менее почтенными заблуждениями; как зачастую гибли лучшие из бунтарей, потому что не разум и знание руководили порывом, а минутные взрывы голода или отчаяния?… Мы не успели сделать все, что хотелось: многое нами сделано начерно и наспех…; те, которые придут позже, приведут в стройный порядок наши огромные, зачастую неряшливые черновики» (2, т. 6, стр. 102-103).

Но с началом войны уже не о приведении в порядок черновиков следовало думать, а о защите Родины от врага. Тем более страшного и беспощадного, что им в походе на Восток руководила ненависть не только идеологическая (к коммунизму), но и расовая, племенная (ко всем славянам). Поколение, родившееся и выросшее после революции, к которому так много обращались герои «Дороги на Океан», выполнило эту задачу. Леонов, гражданин и патриот, не мог не оставить на время художественно-философские штудии — перо писателя стало оружием. Совершенно справедливо исследователи отмечали особого рода публицистичность как отличительную черту леоновского стиля военных и первых послевоенных лет
(см. 25), наиболее полно проявившуюся в пьесах «Нашествие», «Ленушка», «Золотая карета», повести «Взятие Великошумска» и особенно в романе «Русский лес».

В художественных произведениях этих лет отдана дань уважения и восхищения как-то незаметно подросшему в тени отцов новому поколению, исполнен гимн ему, унаследовавшему от старших не только неряшливые черновики их созидательной ярости в строительстве нового общества, но и онтологическую идею революции как «сражения за человеческую чистоту», а не «за справедливое распределение благ». Оно шло на жертвы и смерть, отстаивая эту чистоту, и писатель-философ не мог в своем опыте раздумий и сомнений «растворить» их жертвенный подвиг. Вот почему здесь так много молодых, чьи характеры сродни былинным. А в «Русском лесе» они еще образуют и контрастный фон, на котором яснее проступает интеллигентская подлость грацианских и чередиловых, мнящих себя интеллектуальной элитой. Варя, Поля, Родион, Сергей, Морщинов, Осьминов — вот кто заслоняет собою не только Родину в смертельной схватке с врагом, но и Ивана Матвеевича Вихрова в его схватках с бесчестными оппонентами в родном отечестве.



Герои Леонова в романах и пьесах тридцатых годов прошлого столетия

Другие сочинения по теме:

  1. Поэзия двадцатых-тридцатых годов восемнадцатого столетия Поэзия двадцатых — тридцатых годов полна бесконечных перепевов о злобном роке, неотразимой судьбе, об одиночестве, гибели надежд и мечтаний, воспоминаний...
  2. «Побежденные» и «победители» в романах Л. Леонова В леоновской прозе двадцатых, да и в пьесах, поражает сочетание бытовой достоверности, житейской приземленности персонажей с высоким интеллектуальным накалом их...
  3. Что является главным при определении «специфического колорита» литературного развития тридцатых годов Работа Пушкина проходила в условиях господства романтизма. Создавая реалистические произведения, отстаивая реализм, он шел против течения. Отсюда возраставшее из года...
  4. Герои из народа в пьесах Бернарда Шоу Пенталогия «Назад кМафусаилу» (1921) обнаруживает ошибочное направление философских поисков ее автора, декларировавшего идеалистическую теорию «творческой эволюции». Шоу критикует современное общество:...
  5. Творчество поэтов Германии начала 60-х годов ХХ столетия Творчество поэтов среднего поколения характеризуется весьма широким диапазоном. Во всяком случае, оно вовсе не осталось невосприимчивым к тому новому импульсу,...
  6. Немецкая Поэзия начала 60-х годов ХХ столетия Поэзия начала 60-х годов явила своим читателям молодое лицо. Они стали свидетелями того, как в литературу стремительно вошла большая группа...
  7. Обыватели тридцатых годов в романе М. А. Булгакова «Мастер и Маргарита» Мастер и Маргарита Булгаков М. А Обыватели тридцатых годов в романе М. А. Булгакова «Мастер и Маргарита» В 1921 году в стихотворении «О дряни» В. В....
  8. Эволюция образа главного героя в романах 30-х годов (Увадьев, Скутаревский, Курилов) Если главный герой «Соти» Увадьев — «битюг революции», ее чернорабочий, идущий напролом к своей цели, то исполняющий эту роль во...
  9. Пафос сопротивления врагу в повестях Леонова Значение его произведений выходит далеко за рамки агитационно-патриотических произведений (их роль была также важна и значительна для того периода), создаваемых...
  10. Краткое содержание романа Леонова «Вор» Москва тишала тут, в местности, называемой Благуша. Фирсов оглядел окрестность и испытал прекрасную и щемящую опустошенность, знакомую по опыту, когда...
  11. Краткое содержание пьесы Леонова «Золотая карета» Действие пьесы происходит в бывшем прифонтовом городке через несколько месяцев после войны и занимает сутки. Действие первое Гостиница, устроенная в...
  12. Краткое содержание романа Леонова «Русский лес» Юная девушка со звучным именем Аполлинария Вихрова (собственно, все зовут ее Поля) приезжает после школы в Москву учиться. Мама ее...
  13. Сатира и ирония в пьесах Мольера Классицизм с его пренебрежительным отношением к комедии сдерживало развитие этого жанра. Мольер — тоже классицист за способом отображения действительности в...
  14. Протест против тоталитаризма в пьесах Брехта Во второй половине 1930-х годов Б. Брехт пишет пьесу с несколько декларативным названием: «Страх и нищета в Третьей империи». В...
  15. Характеры главных героев в пьесах В центре комедии «Крылья» А. Корнейчука отображаются ее крупные конфликты, анализ стиля работы партийных руководителей в одном из городов. Особенно...
  16. «Письмо» Бабеля из прошлого — предостережение настоящему? Размышляя о влиянии революции на душу и сознание человека, мы обращаемся к творчеству писателей, стоящих на разных, порой резко противоположных...
  17. Настоящее не может быть оторвано от прошлого (по роману «Горячий снег» Юрия Бондарева) «Горячий снег» Юрия Бондарева, появившийся в 1969 году, после «Тишины» и «Родственников», возвращал нас к военным событиям зимы 1942 года....
  18. Художественное отображение национального прошлого народа в поэме «Борис Годунов» Задачи изображения прошлого и настоящего русского народа в духе историзма и реалистически понятой народности, в духе реализма со всей остротой...
  19. Не традиционность русской литературы конца прошлого века Литературный процесс 1970- 1990-Х годов с самого начала обозначил свою не традиционность, непохожесть на предшествующие этапы развития художественного слова. В...
  20. Значение символов в пьесах Макса Фриша Тема пьесы «Санта Крус» является сквозной в творчестве Фриша. Это — несоответствие всего уклада и норм современной жизни внутренним возможностям...
« Размышление по произведениям Дж. К. Роулинг о Гарри Поттере
Твір: опис картини В. Полєнова «Золота осінь» »



  • Новые сочинения:

    • Урок розвитку усного зв’язного мовлення. 5 клас
    • Сочинение Творческий путь писателя — Александр Иванович Куприн
    • Сочинение на тему Все профессии Важны
    • Обрыв краткое содержание
    • Літературна творчість Лермонтова в період юності
    • О стихотворении Николая Заболоцкого «Журавли»
    • В. Быков «Сотников»
    • Сочинение по повести Куприна «Олеся»
    • А я вам говорю, что нет
    • Сочинение на тему Мой любимый фильм
Обратная связь | Карта сайта


© 2009-2019 | Экзаменационные сочинения