• Главная
  • Рубрики
  • Все сочинения
Экзаменационные сочинения > Новые сочинения > Герой романа русского писателя Арцыбашева «Санин»

 

Герой романа русского писателя Арцыбашева «Санин»

Фигура Санина имеет некоторые автобиографические черты, главным образом это относится к нравственно-мировоззренческим установкам Санина. Герой явился результатом развития ряда предшествующих ему образов: художник Молочаев , Иван Ланде , Андреев и Коренев . В образе С. Арцыбашев выявил социальный тип — человека «новой нравственности», резко отвергающего идеал самопожертвования личности и служения общественному благу, главенствовавший в литературе до появления Санина.

Герой — индивидуалист, жизнелюб и женолюб, моральный нигилист, следующий исключительно голосу своего желания, презирающий устои и общепризнанные нравственные нормы. Это человек, обладающий мощным потенциалом личности, являющийся окружающим как «сверхчеловек». Современники признали в С. «героя нашего времени».

Такой герой вбирает в себя типические черты, отражающие проблемы, решения которых требует время. С этой точки зрения С. стоит в ряду с Печориным, Базаровым и Заратустрой . Просветительство и революционный нигилизм Базарова, его желание трудиться сменились у С. отказом от какого бы то ни было труда и участия в жизни общества. Муки Печорина в процессе попыток найти место в жизни и ее цель сменились «талантом наслаждения жизнью».

Проповедуя, Санин не обнаруживает страстности Заратустры, который ему «скучен». В отличие от предшественников С. ощущает слияние с «естественными» силами природы, плывя по течению событий. По определению Л. Ганчхофера, это «герой без ненависти, но без страдания».

Реакцией на появление в печати романа о С. явилось огромное количество статей и книг, ему посвященных. Критики разделились на два лагеря. Одни, как И. П. Баранов, горячо приветствовали С. — певца «свободы» от веками давящей рутины и «символ грядущей силы». Другие, как Г. С. Новополин и А. П. Омельченко, предавали его анафеме, называя «диким зверем», «социальным паразитом», утверждая, что С.- герой порнографического романа, наследник героев действительно порнографических романов 80-х гг.

XIX века. Против романа и его автора было возбуждено несколько судебных дел. Но Д. В. Философов еще в 1909 году писал, что здесь речь идет не о похоти, а о «скорби пола».

После «шедевров» порнографического бума, захлестнувшего Европу в XX веке, очевидно, что Санин всего лишь реакция на пуританство в литературе.

Санин герой перелома времени, межвременья. Суть образа Санина — в таинственном взаимодействии тела и духа в человеке, низменного и святого начал его души. Исследование этой проблемы в русской литературе имеет большие традиции, прежде всего в творчестве Л. Н. Толстого и Ф. М. Достоевского. При умалении высшего начала низменное преобладает, превращая человека в существо хуже зверя.

Но при замалчивании проблем плоти или при неумелом аскетизме плоть заявляет о себе, приводя человека к уродливой форме жизни.

Сила образа Санина заключается в привлечении внимания к тому, что пришло время вернуться к основам и пересмотреть сложившиеся в обществе взгляды на естество человека. С.- герой отрицания, знающий, как «не надо», пришедший на гребне волны многолетней литературной проповеди необходимости подавления плоти и замалчивания самого факта ее существования. С. как бы обнажает, раскрывает низ менную природу человека. Характерно, что в романе часто встречаются слова «зверь» и «тварь» по отношению практически ко всем персонажам. Вызывает сочувствие неприятие С. уродливых сторон жизни мещанства и поверхностности в понимании духовной жизни.

Но в своем отрицании С. доходит до мысли о том, что плоть — единственное «естество» человека, что только ее полное освобождение приведет человека к счастью. При этом он, естественно, отрицает самую мысль о положительности влияния христианства на природу человека, продолжая линию «Антихристианина» Ницше. В своем отрицании С. доходит до положения о бесплодности мысли человека вообще.

Фауст и Гамлет ему скучны, как и Заратустра.

Санин герой-проповедник, открывающий окружающим новые истины. Он туманно говорит о новых условиях жизни, при которых не будет ни зверств, ни аскетизма. Именно эта туманность делает С. героем промежуточным, двойственным. Это герой нереализованных возможностей, не знающий, «как надо», но в отличие от мучающихся этим героев Толстого и Достоевского не уходящий в глубины саморефлексии, всему предпочитающий сон и рюмку водки. Он способен на кратковременный душевный порыв, сочувствие.

Однако принятая им формула жизни превращает его из человека в самца и ведет ко все большей туманности относительно путей к «естеству» и счастью.

А. Блок, один из немногих современников, отнесшихся мудро к образу С., задавался вопросом относительно его будущего, считая, что скорее всего С. «потеряется». Образ С. получил у Арцыбашева завершение в образе художника Михайлова , который, следуя «голосу естества», дошел до грубости и насилия, а затем до потери возможности «наслаждения жизнью» и всепоглощающей тоски.



Герой романа русского писателя Арцыбашева «Санин»

Другие сочинения по теме:

  1. Краткое содержание романа Арцыбашева «Санин» Герой романа Владимир Санин прожил долгое время вне семьи, вероятно, поэтому он легко овладевает нитями всех коллизий, которые замечает в...
  2. Эдичка — герой романа современного русского писателя Лимонова Критика давно уже отметила его нежную душу, сродни «настоящему», неприлизанному Есенину, и босяцкую судьбу, родственную раннему Максиму Горькому. Впрочем, в...
  3. Реальность мира у Арцыбашева Вскоре после первой революции популярность Андреева затмил вошедший в моду автор Санина Михаил Петрович Арцыбашев. Арцыбашев родился в 1878 г....
  4. Краткое изложение Санин М. П. Арцыбашев Санин Герой романа Владимир Санин прожил долгое время вне семьи, вероятно, поэтому он легко овладевает нитями всех...
  5. Санин краткое содержание Арцыбашев М. П. Герой романа Владимир Санин прожил долгое время вне семьи, вероятно, поэтому он легко овладевает нитями всех коллизий,...
  6. Творческая трагедия русского писателя в XX веке Любое произведение литературы неразрывно связано с той страной, в которой родился и вырос его автор. Писатель творит национальный духовный мир...
  7. Краткое содержание «Вешние воды еще вариант» Тургенев Основное повествование ведется как воспоминания 52-летнего дворянина и помещика Санина о событиях 30-летней давности, случившихся в его жизни, когда он...
  8. Краткая биография величайшего русского писателя Н. В. Гоголя В годы сложной идейной и художественной жизни начинается литературная деятельность и одного из величайших русских писателей Н. В. Гоголя, творчество...
  9. Рассказ прекрасного русского писателя Ивана Алексеевича Бунина «Чистый понедельник» Предлагаю рассмотреть рассказ прекрасного русского писателя Ивана Алексеевича Бунина «Чистый понедельник». Как и многие другие произведения русской литературы этот рассказ...
  10. 130 лет со дня рождения великого русского писателя Ивана Сергеевича Шмелева. Краткое изложение текста Во всех произведениях Шмелева поет, сияет и плачет православная русская душа. Это чувствуешь сразу. И, читая его книги, радостно узнаешь...
  11. Сюжет и композиция романа М. Ю. Лермонтова «Герой нашего времени» История создания романа. . Но в 1840 году «Герой нашего времени» увидел свет. Повести, вошедшие в него, связаны единой композицией...
  12. Героиня романа французского писателя Г. Флобера «Саламбо» Источником для романа послужил рассказ Полибия, античного историка II века до н. э. С., дочь карфагенского военачальника Гамилькара, и ливиец...
  13. Герой трагедии немецкого писателя Гуцкова «Уриель Акоста» Уриель Акоста историческое лицо, философ-вольнодумец, родом из Португалии; вырос в еврейской католической семье, бежал в Амстердам, освободившийся от господства испанской...
  14. Герои романа французского писателя Мартена «Семья Тибо» Роман задуман как история двух братьев, двух противоположных характеров, один из которых — Жак — должен был воплощать активное начало,...
  15. Герой романа Э. Хемингуэя «Прощай, оружие!» Фредерик Генри герой романа Э. Хемингуэя «Прощай, оружие!» . Образ Ф. Г. являет собой развитие лирического героя Хемингуэя и типологически...
  16. Художественное своеобразие романа «Герой нашего времени» «Герой нашего времени» — первый прозаический социально-психологический и философский роман в русской литературе. Каждая отдельная повесть, входящая в роман, связана...
  17. Герой романа Ч. Диккенса «Тайна Эдвина Друда» Эдвин Друд самый загадочный из героев Диккенса. Произведение не было закончено: за день до смерти автор еще над ним работал....
  18. Жанровая традиция русского стихотворного романа на примере «Евгения Онегина» Собирание жанровой формулы «Онегина» привело к важному последствию: оказалось возможным установить жанровую традицию русского стихотворного романа, которая в литературной науке...
  19. Герой романа Тургенева «Дворянское гнездо» Федор Иванович Лаврецкий глубокий, умный и по-настоящему порядочный человек, движимый стремлением к самосовершенствованию, поисками полезного дела, в котором он мог...
  20. Герой романа Куврэ «Любовные похождения кавалера де Фобласа» Герой романа Куврэ «Любовные похождения кавалера де Фобласа» , красивый и находчивый, элегантный и развращенный юноша, воплощение нравов XVIII века....
« Философская лирика Н. Заболоцкого
ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ ПО ЛИТЕРАТУРЕ 9 КЛАСС Учитель БЕЗБОГОВА Л. Н »



  • Новые сочинения:

    • Урок розвитку усного зв’язного мовлення. 5 клас
    • Сочинение Творческий путь писателя — Александр Иванович Куприн
    • Сочинение на тему Все профессии Важны
    • Обрыв краткое содержание
    • Літературна творчість Лермонтова в період юності
    • О стихотворении Николая Заболоцкого «Журавли»
    • В. Быков «Сотников»
    • Сочинение по повести Куприна «Олеся»
    • А я вам говорю, что нет
    • Сочинение на тему Мой любимый фильм
Обратная связь | Карта сайта


© 2009-2019 | Экзаменационные сочинения