Герой романной трилогии У. Фолкнера «Поселок»
Один из самых нелюбимых героев Фолкнера, но в то же время один из наиболее колоритных и глубоко прописанных персонажей, впервые возникший в рукописном фрагменте «Отец Авраам» , а затем на страницах его первого романа «Сарторис». Затем Ф. С. появился в ряде рассказов , впоследствии вошедших в роман «Поселок».
Ф. С. стал нарицательным персонажем, олицетворяющем слепую расчетливость, хладнокровную жестокость и бездушную алчность. Это представитель нового социального слоя на американском Юге — потомок нескольких поколений никудышных фермеров-арендаторов, по словам Фолкнера, «живущих на земле, как перекати-поле». В «Поселке» образ этого оборотистого предпринимателя носит едва ли не романтически-демонические черты.
Во втором и третьем томе он приобретает более приземленный облик заурядного буржуа «новых времен», наделенного обычными человеческими пороками и лишенного каких-либо добродетелей.
Путь Ф. С.- это упрямое восхождение по социальной лестнице к вершине преуспеяния. Обосновавшись в поселке Французова Балка, он «с дальним прицелом» берет в жены беременную дочь своего хозяина, увозит ее в Техас, откуда пригоняет табун лошадей на распродажу. Так он начинает собственное «дело».
Вся жизнь Ф. С.- это серия тщательно просчитанных многоходовых операций. Как говорил о нем Фолкнер, для достижения своих целей он готов «спокойно и безжалостно» применить любые средства. «Нужна респектабельность — он станет респектабельным, нужна религиозность — станет религиозным, надо уничтожить собственную жену — уничтожит».
Ф. С.- человек, сумевший приспособиться к «новым временам», к новому индустриальному веку, но «ему неведом тот рыцарский дух, который подразумевает веру в честь ради чести и в честность ради честности» . В глазах писателя он — главный инициатор вырубки «вишневого сада» патриархального Юга, с его старым кодексом чести и благородства.
Ф. С.- человек «ниоткуда», без роду без племени, пожираемый одной лишь пламенной страстью приобретательства. Путем хитрых сделок, шантажа и жульничества он постепенно скупает земли и дома в Джефферсоне, расставляя на «ключевые места» в городе презираемых им родственников. Так он становится родоначальником могущественного «паразитирующего клана».
Особняк джефферсонского аристократа де Спейна, куда Ф. С. вселяется после изгнания опозоренного владельца,- зримое подтверждение жизненного триумфа новоиспеченного президента городского банка. Однако «дело» Сноупса обречено. Не случайно Фолкнер называет его импотенцией, дефектом, имеющим не столько медицинский, сколько символический смысл.
Да и бесславный конец Ф. С.- его убивает племянник Минк, которого он некогда отправил за решетку,- прочитывается как знамение грядущего краха «паразитирующего клана».
Парадоксальным образом тема Ф. С. в «саге» Фолкнера напоминает ставшие чрезвычайно популярными в 70-80-е годы романы о взлетах и падениях мафиозных кланов и их «крестных отцах». Ф. С.- очевидный прототип Дона Корлеоне.
Образ Ф. С. был воссоздан Орсоном Уэллсом . По роману «Поселок» были также поставлены два телесериала .
Герой романной трилогии У. Фолкнера «Поселок»