Главная особенность произведений Уайльда
Из-за которого его стоит прочесть — необыкновенное, яркое остроумие, ироничность и обилие парадоксов. Парадокс — это яркая, эффектная неожиданная мысль, которая противоречит традиционному, общепринятому мнению, или которая сама содержит некоторое противоречие, отражающее противоречивость жизни. В основном в парадоксах Уайльда отразилось неклассическое мировоззрение.
Например: «Единственный способ избавиться от искушения — поддаться ему».
Кстати, классическое и неклассическое мировоззрение в его творчестве сочетаются.
Например, его прекрасные сказки, тонкие, лиричные, в основном утверждают самые традиционные, христианские нравственные ценности: любовь, доброту, сострадание, альтруистическое самопожертвование. Лучшие из них: «Счастливый принц», «Великан-эгоист» , «Соловей и Роза», «Преданый друг». В последней сказке один из героев, на мой взгляд, является одним из самых ярких олицетворений, символов человеческого лицемерия.
К сказкам примыкает полусказочная повесть «Кентервильское привидение» — одно из самых лучших, популярных произведений Уайльда. О том, как богатые, ни во что, кроме денег, не верящие американцы купили старинный английский замок с привидением, как они издеваются над бедным привидением, которое не может их напугать. Смысл повести самый традиционный: проповедь доброты, так как привидение спасла пожалевшая его американская девочка.
Наиболее нетрадиционны пьесы Уайльда. После романа они лучшее, что он написал. Самая декадентская, неклассическая среди них — «Саломея».
В советское время ее не печатали, ее можно найти только в новейших изданиях.
Она действительно декадентская, донельзя неправдоподобная, манерная, специально красивая, эстетская и одновременно извращенная. Но читать интересно, а это самое главное.
Написана она на библейский сюжет, рассказанный в Евангелии от Марка . Во время жизни Христа в Иудее правил царь Ирод, который отправил Христа на казнь . Был он мерзкий человек, убил своего брата, женился на его жене Иродиаде. Саломея — это дочь Иродиады, она стала приемной дочерью Ирода, человека, который убил ее отца. Эту развратную, грешную семью яростно обличал пророк Иоанн Предтеча или его еще называют Иоанн Креститель .
Более всего его ненавидела Иродиада, по ее просьбе Ирод посадил Иоанна в тюрьму, но казнить не решался . Однажды на пиру Саломея так прекрасно станцевала перед Иродом, что он предложил ей любую награду. И по повелению матери она попросила голову Иоанна.
У Уайльда все немножко не так. Саломея — необыкновенная красавица, полная греховного сладострастия. Она сгорает от страсти к Иоанну, которого автор переименовал в Иоканаана. Она желает поцеловать его ярко красные губы, подобные цветам граната.
Иоканаан сурово отвергает ее. Когда она объясняется ему в любви, стоящий между ними молодой начальник стражи, влюбленный в Саломею, закалывает себя кинжалом, но она даже глазом не моргнула. Потом, здесь же она танцует перед Иродом, и ее босые белые ноги измазаны в крови. Затем она сама просит у царя отрубленную голову Иоканаана, когда ее приносят на блюде она исполняет свое заветное желание — она с наслаждением целует его запекшиеся кровью губы, разговаривая с головой.
Увидев это, Ирод приказывает убить Саломею. Пьеса очень живописна, много ярких цветных контрастных описаний: белое и красное, белое и черное. Стиль — торжественный, старинный, метафорический, нарочито красивый. «Я поцеловала твои губы, Иоканаан! Губы твои имеют такой Горький вкус. Не вкус ли это крови?
А может быть, вкус любви? Говорят, у любви горький вкус. Ну и что из того, что горький? Что из того? Я все же поцеловала тебя в уста, Иоканаан». «У луны сегодня странный вид.
Она похожа на помешанную, которая всюду ищет себе любовников. И она нагая. Облака пытаются прикрыть ее наготу, он она им не позволяет.
Она выставляет себя на небе нагой. Она бредет сквозь облака, шатаясь, точно пьяная женщина».
В пьесе красота сплетена с ужасом и развратом, и от этого она становится еще ярче и эффектнее. «Нет книг нравственных и безнравственных, есть плохо и хорошо написанные книги».
«Саломея» была запрещена в Англии и поставлена во Франции. В Англии же огромным успехом пользовались четыре комедии Уайльда. Скажем несколько слов о двух лучших. «Идеальный муж», в ней Уайльд выступает против излишней нравственной строгости, суровости и серьезности, за более легкое, легкомысленное, беспринципное отношение к жизни. Именно беспринципность и легкомыслие позволяют прощать грехи другим людям и любить их такими, какие они есть. «Я люблю говорить ни о чем.
Это единственное, о чем я что-нибудь знаю» — говорит герой пьесы.
«Как важно быть серьезным» считается одной из самых смешных комедий на английском языке вообще. Все герои обретают свое счастье, в том числе и благодаря тому, что один из них имел склонность слегка приврать. Пьеса написана о том, что не нужно быть серьезным.
«Оскар Уайльд дорого заплатил за то, что был Оскаром Уайльдом. Но быть Уайльдом — верх роскоши. Так что вполне естественно, что это стоило ему так дорого» .
Главная особенность произведений Уайльда