Главные герои реалистических романов Уэллса
Уэллс обнаруживает антагонизм, непреодолимое разногласие между идеями и существующим в обществе порядком, или, как он определяет это в «Новом Маккиавелли», «между идеями и произволом». Мы привыкли воспринимать Уэллса как мастера фантастики. Но его творчество не ограничивается лишь этим аспектом. В «Предисловии», написанном в 1908 году к первому русскому изданию его произведений, писатель указал, что научно-фантастические романы были необходимыми для него как определенный этап, преодолев который, он смог обратиться к написанию произведений о своих современниках и к проблемам, которые возникают перед обычными людьми в их повседневной жизни. И если в фантастических романах объектом его наблюдения является целая планета, Вселенная, то в «бытовых» произведениях он тщательно анализирует будничную жизнь людей, побуждая своих героев и читателей к осознанию необходимости вырваться из ловушки жалкого прозябания.
Однообразно проходит жизнь ученика мануфактурного магазина Артура Киппса («Киппс»). Безрадостное детство, недостаток образования, прилавок магазина. «Туманное недовольство жизнью поднималось со дна его души…Он ощущал, что есть что-то, есть в жизни какие-то важные вещи, которых он лишен… Он начал невыразительно понимать, что с ним произошло, — его захватили колесики Розничной Торговли, и вырваться из этой тупой, непреодолимой машины он не в состоянии». Киппс не вырвался. Настоящая жизнь прошла где-то в стороне, хотя, с обывательской точки зрения, Киппсу, в конце концов, посчастливилось: он приобрел собственный дом, вступил в брак, открыл книжный магазин. Проблемам женской эмансипации посвященные романы » Анна Вероника» и «Жена сэра Айзека Гармена».
В этих произведениях речь идет о правах и роли женщины в жизни общества и о любви. Отнюдь не принадлежа к приверженцам феминистского движения, которое было довольно активным в Англии на изломе XIX-XX столетий, и, изображая его участниц в откровенно сатирическом плане, Уэллс, впрочем, очень внимательно относился к проблеме общего положения женщин, к проблеме взаимоотношений между полами. Не идеализируя людей, писатель старался оказывать содействие установлению гармоничных и естественных отношений между ними.
В романе «Во время кометы» (1906) он писал: «Мы совсем не хотим уничтожить любовь, но мы стремимся освободить ее от всех наслоений, от гордыни и подозрительности, от корысти и духа соперничества, так, чтобы можно было думать о любви как о сильном, лучистом и непобедимом чувстве». Среди английских романистов XX ст. Уэллс первым написал о взаимоотношениях мужчин и женщин настолько искренне и откровенно. Появление романа «Анна Вероника», героиня которого смело защищает свое право на образование и независимость, право самостоятельно определять свою судьбу и своего избранника, вызвала бушующую реакцию читателей и критиков. Позицию героини Уэллса в Англии начала столетия восприняли как дерзкую затею против установленных правил и моральных норм.
В библиотеках читательницам отказывались выдавать роман Уэллса, священники в воскресных проповедях называли сочинение аморальным. Тем не менее, свою роль эта книга сыграла, расширив круг свободомыслящих женщин не только в литературе, а и в жизни. Собственно, писатель именно этого и хотел, к этому и стремился. «Я хочу быть Человеком», — говорит героиня Уэллса.
И ее желание разделяли немало современниц писателя. В конфликт со своим окружением вступает и Элла Гармен («Жена сэра Айзека Гармена»). Историю ее преобразования из покорного, затурканного существа в женщину, которая осознала себя Человеком, Уэллс рассказывает, критикуя существующий брак и связанные с ним законы. Большое значение для Уэллса имели национальные традиции английской реалистической литературы, прежде всего сатира Дж. Свифта, Ч. Диккенса и В. Теккерея. Талантом этих писателей он восхищался на протяжении всей своей жизни, учась у них мастерству романиста. «Какая голова этот Диккенс!.. Типы, характеры — все эти пузыри, полипы и прочие. Никто с ним не сравнится. Как он все это вывернул перед читателем!.. Как Шекспир. Как настоящий англичанин. Как Достоевский… или Бальзак», — писал Уэллс, восхищаясь романом «Холодный дом».
Уэллс близок Диккенсом своим вниманием к судьбе человека, к социальным проблемам. Как и Диккенс, он использует прием гротеска, подчеркивает эксцентричные черты в поведении и внешности героев. Еще делая первые шаги в литературе, Уэллс писал о социальной значимости искусства. С этой точки зрения значительный интерес представляют его статьи о литературе, переписки с писателями Гиссингом, Джеймсом, Беннетом. Уэллс выступал против крайностей натурализма, эстетизма, делал ударение на своей преданности реалистической традиции.
Наиболее полно свое эстетичное кредо и свою концепцию романа Уэллс изложил в программной статье «Современный роман» («Contemporary Novel», 1911): «Я считаю роман в самом деле значительным и необходимым явлением в сложной системе неугомонных поисков, которая носит название современной цивилизации». Задачи романа писатель понимал очень широко. Роман отображает жизнь общества в разнообразных формах ее проявления, оказывает содействие формированию морали и идейных убеждений современников, помогает в преобразовании общества. Уэллс наделяет роман не только критическими, а и конструктивными функциями, решительно отбрасывая представление о романе как о «развлекательном чтиве». Главную задачу романа он видел в том, чтобы помочь людям понять и изменить жизнь.
Своеобразность современного романа, по мнению Уэллса, состоит в отказе от упроченных канонов: «Я за полную свободу развития его формы и устремлений!». Но одно условие он считает абсолютно необходимым: правдивое изображение жизни. Статья «Современный роман» — итог творческих поисков писателя на протяжении довоенного периода его деятельности. В конце концов, он и в дальнейшем придерживался сформулированных в этой статье принципов. Неотъемлемой особенностью произведений Уэллса является публицистический элемент. Будучи противником бесстрастной ответственности, он и сам постоянно вмешивался в борьбу идей и мыслей, которая велась на страницах его романов.
В 1934 году он заметил: «Реальность взялась подражать моим книгам и готова заменить меня». В творчестве Уэллса происходил процесс перерастания социально-фантастического романа в социально-политический и социально-бытового — в социально-психологический. В «Самовластии мистера Парема «писатель рассказывает о мысленном фашистском перевороте в Англии. В «Крокетисте» Уэллс осуждает политику невмешательства в войну в Испании. Образ «крокетиста» — это образ обывателя, который стал приспешником фашизма. Его не беспокоят судьбы человечества и культуры. «Пусть мир идет к черту! Что бы там не произошло, но в половине первого я играю в крокет с тетенькой!».
К этой теме писатель снова вернется в романе «Осторожность не бывает чрезмерной». В произведениях Уэллса усиливается сатирический элемент, писатель плодотворно развивает традиции Дж. Свифта и Вольтера. Роман «Мистер Блетсуорси на острове Ремпол» Уэллс посвятил «бессмертной памяти Кандида». В книгах английского фантаста, как и у просветителей, воплотилась вера в силу человеческого ума, звучит гуманистический протест против не человечности цивилизации, которая удручает человека и препятствует реализации заложенных в нем естественных возможностей. В романе «Белпингтон из Блепа» писатель рассказывает историю человека, который сознательно стал сторонником фашизма. Белпингтон отказывается от своего человеческого достоинства, приспосабливается к обстоятельствам, оправдывает реакцию, становится защитником установленных ею порядков.
Уэллс прибегает к приемам углубленной психологической характеристики своего героя, передает наименьшие детали процесса становления его личности, начиная с детства и заканчивая моментом, когда Белпингтон провозглашает тост за начало войны.
Главные герои реалистических романов Уэллса