• Главная
  • Рубрики
  • Все сочинения
Экзаменационные сочинения > Сочинения по литературе > Главный протест против угнетения человека человеком

 

Главный протест против угнетения человека человеком

Урок с элементами театрализации

Публикуем одну из первых работ, пришедших на наш конкурс «Как я преподаю трудную тему». Отрадно, что она посвящена Радищеву, разработок по которому в последнее время почти не появляется. Таким образом мы продолжаем разговор, начатый об этом «непрочитанном» писателе в № 16.

Книга А. Н. Радищева «Путешествие из Петербурга в Москву» сложна для ребят. Поэтому я стараюсь внести в урок элемент театральной игры.

Кабинет готовлю к уроку следующим образом. Слева на съемном стенде помещен портрет Радищева, иллюстрации к книге «Путешествие из Петербурга в Москву». Перед стендом стол со свечами, над которым возвышаются весы: на одной их чаше — папка с надписью «Закон милосердия», на другой — «Закон справедливости».

На доске записана тема урока, несколько строк из оды «Вольность», высказывания о писателе: «Сознательный и непреклонный враг тирании и эксплуатации» , «Бунтовщик хуже Пугачева» .

Справа от доски, вверху, на бечевке, как бы отделяющей от класса «сцену», вывешена карта «Российская империя во второй половине XVIII века» с обозначениями маршрутов путешествия Екатерины ІІ в Новороссию и Крым и «Путешествия из Петербурга в Москву».

Оставшееся пространство справа и под «портретом» закрывается присборенной портьерой. Парты расставлены в два ряда, образуя единственный проход посередине. Он станет местом сценических действий.

На краю парт стоят столбики — указатели населенных пунктов, которые называет Радищев в своей книге.

В начале урока звучит музыка . За стол садится «сын» Радищева Павел Александрович. Он берет перо, начинает «писать» биографию отца .

После этого учитель рассказывает историю создания «Путешествия…» и предлагает ребятам отправиться в путь вслед за автором. Теперь участники представления разыгрывают заранее подготовленные инсценировки глав «А. М. К.», «Выезд», «София», «Любани», «Чудово», «Спасская Полесть», «Зайцово», «Хотилов», «Медное», «Тверь», «Городня», «Пешки» .

Затем «собираем» из этих «кусочков» сюжет, прослеживаем его развитие. Учащимся предлагается записать ключевые слова, определяющие идею каждой главы. В результате этой работы на доске и в тетрадях появляется такая последовательность.

«София» — хамство, обман, чинопочитание.

«Любани» — трудолюбивый крестьянин, не верящий в закон.

«Чудово» — бездушие чиновников.

«Спасская Полесть» — казнокрадство, использование служебного положения.

«Сон» — кто виноват? Царь знает, но не хочет видеть, ибо сам в крови.

«Зайцово» — крестьяне убили помещика, и убийство это выглядит как оправданное.

«Хотилов» — крестьян нужно освободить.

«Медное» — крестьяне продаются подобно вещи.

«Тверь» — ода «Вольность». Самодержавие нужно свергнуть вооруженной борьбой народа.

«Городня» — рекрутские наборы, хотя иные крестьяне способнее помещиков.

«Пешки» — положение крестьян ужасно, долго так продолжаться не может.

После анализа глав учитель просит определить тему и идею произведения, сопоставить их с эпиграфом к книге. Для этого нужно определить отношение автора к крепостному праву, к самодержавию, пути достижения цели и представление о будущем обществе. При затруднении в последнем пункте можно предложить посмотреть оглавление книги и определить, в какой главе, судя по названию, может скрываться ответ на вопрос.

Учащиеся обнаруживают логическую линию: Новгород — феодальная республика — республика как форма правления.

Затем внимание учащихся обращается к высказываниям Ленина и Екатерины ІІ. С каким из них они согласились бы сами? Почему Екатерина ІІ назвала Радищева «бунтовщиком хуже Пугачева»?

В качестве Домашнего задания предлагаем заочное «Путешествие из Петербурга в Москву в 2006 году».

1. Определить маршрут .

2. Отметить, какие объекты встречаются на пути .

3. Подумать, с какими людьми можно столкнуться во время пути, чем они заняты, как выглядят, какие чувства вызывают.

4. Какие жизненные ситуации могут встретиться нынешнему путешественнику? Что они расскажут о современности?



Главный протест против угнетения человека человеком

Другие сочинения по теме:

  1. Протест против насилия Сочинения по литературе: Протест против насилия И НЕСПРАВЕДЛИВОСТИ В ПОВЕСТИ А. С. ПУШКИНА «ДУБРОВСКИЙ»» (1) Во все времена были люди,...
  2. Протест против тоталитаризма в пьесах Брехта Во второй половине 1930-х годов Б. Брехт пишет пьесу с несколько декларативным названием: «Страх и нищета в Третьей империи». В...
  3. Протест против войны в романе Хемингуэя «Прощай, оружие!» Соединенные Штаты Америки не так сильно пострадали от первой мировой войны, как большинство европейских государств: сама территория Соединенных Штатов задета...
  4. Книга Радищева — обвинительный акт против целого класса Радищев подчеркивает, что никакие добродетели не свойственны дворянству. Нравственная порча отравила этот класс. Разврат, продажность, бескультурье, жестокость — свойства помещиков;...
  5. Художественное изображение русского народа в произведении А. Н. Радищева «Путешествие из Петербурга в Москву» Художественное изображение русского народа в произведении А. Н. Радищева «Путешествие из Петербурга в Москву» Художественное изображение русского народа в произведении...
  6. В произведение «Война и мир» самый главный эпизод Сочинения по литературе: В произведение «Война и мир» самый главный эпизод В произведении «Война и Мир» самый главный эпизод, по...
  7. Умение Андрея Соколова оставаться настоящим человеком в сложнейших жизненных испытаниях (продолжение) Цель: Показать характер настоящего человека, который сохранил у себя лучшие качества души, сумел не просто сам выстоять в суровых испытаниях,...
  8. Протест портив войны в поэме В. Маяковского «Облако в штанах» В. Маяковский — один из лучших поэтов начала ХХ века, века глубоких социальных перемен. Поэма «Облако в штанах» была закончена...
  9. Главное в жизни — быть Человеком Сочинение размышление по рассказу Джека Лондона «Любовь к жизни». Внимание известного американского писателя Джека Лондона всегда предрасполагали мужественные, решительные и...
  10. Сочинение «БЫТЬ ЧЕЛОВЕКОМ» Каждое общество воспитывает своих граждан на определенных моральных нормах. Наши родители старались отвечать моральным принципам строителя коммунизма. Государство отстаивает демократические...
  11. Кто главный герой романа «Евгений Онегин»? Все вложено в эту книгу: ум, сердце, молодость, мудрая зрелость, минуты радости и горькие часы без сна — вся жизнь...
  12. Сценарий-Миниатюра «Мы против СПИДа» Действующие лица: Девочка, Девочка на подпевках, Два мальчика рэпера (в соответствующей одежде), Добро (в светлой одежде, белом плаще), Зло (в...
  13. Народ, как главный герой военной прозы Главным героем «Горячего снега», «Освобождения», «Берега» был народ, представленный во всем богатстве своего национального и духовного многообразия; в центре повествования...
  14. Можно ли назвать образ Чадского «лишним человеком»? Глубоко ошибочно истолкование Чацкого как образа «лишнего человека», беспочвенного «мечтателя», «одинокого протестанта». Сам Чацкий чувствовал себя на почве «нынешнего века»...
  15. Сочинение размышление: Каждый ли может быть Человеком? Сочинение по произведению Т. А. Гофмана «Крошка Цахес…». От чего зависит успех человека в жизни? От прихотей судьбы или от...
  16. Русская литература и борьба против фашизма Обострение военной опасности, приход фашизма к власти в Германии — все это было воспринято в широких кругах творческой интеллигенции па...
  17. Саша — главный герой киноповести «Очарованная Десна» Обогащенный немалым жизненным и творческим опытом, шестидесятилетний писатель показывает жизнь дореволюционного украинского села и его людей так, как их воспринимал...
  18. Право называться человеком «Человек» — такое знакомое слово. Как часто мы слышим: «Вот родился еще один человек», «Он будет большим человеком», «Это так...
  19. Главный мотив поэмы Блока «Возмездие» Поэма «Возмездие», по замыслу поэта, должна была охватить всю ширь его размышлений о жизни, о судьбах родины как единственной всеобщности,...
  20. Внеклассное мероприятие по химии на тему: «Хлорорганические соединения : за или против?» Внеклассное мероприятие по химии на тему: «Хлорорганические соединения : за или против?» 10 класс Маух Ольга Анатольевна Учитель химии, МОУ...
« Конспект урока русского языка на тему «Поможем Доброй Фее»
Литературный вариант русского концептуализма »



  • Новые сочинения:

    • Урок розвитку усного зв’язного мовлення. 5 клас
    • Сочинение Творческий путь писателя — Александр Иванович Куприн
    • Сочинение на тему Все профессии Важны
    • Обрыв краткое содержание
    • Літературна творчість Лермонтова в період юності
    • О стихотворении Николая Заболоцкого «Журавли»
    • В. Быков «Сотников»
    • Сочинение по повести Куприна «Олеся»
    • А я вам говорю, что нет
    • Сочинение на тему Мой любимый фильм
Обратная связь | Карта сайта


© 2009-2019 | Экзаменационные сочинения