Глинка Ф. Н. биография
Глинка, Федор Николаевич — поэт, публицист и археолог, брат Сергея Глинки , воспитывался в I кадетском корпусе, откуда в 1803 г. был выпущен в Апшеронский полк. Тут началась его боевая служба; он участвовал в походах 1805 — 06 годов против французов и описал эту войну в «Письмах русского офицера о Польше, австрийских владениях и Венгрии» . В 1806 г. Глинка вышел в отставку и уехал в свою смоленскую деревню, где прожил до 1812 г., время от времени разъезжая по России; с этими поездками связана его книга «Письма к другу», в которой он изложил свои мысли и наблюдения, и повесть «Зиновий-Богдан Хмельницкий, или Освобожденная Малороссия».
В 1812 г. Глинка поступил опять в Апшеронский полк и определился в адъютанты к М. А. Милорадовичу ; состоя при нем, Глинка участвовал во всех главнейших сражениях. В 1815 — 16 годы Глинка издал восемь частей «Писем русского офицера», в которые вошли описания войн 1812 — 15 годов, а также прежние «Письма к другу» и описание похода 1805 — 1806 годов. «Письма русского офицера» создали Глинке большую известность. По окончании войны Глинка был некоторое время издателем «Военного Журнала». В 1819 г., в чине полковника, Глинка был определен по особым поручениям при своем прежнем начальнике Милорадовиче, петербургском генерал-губернаторе, и заведовал его канцелярией; здесь он «с ведения и по повелению государя императора употребляем был для производства исследований по предметам, заключающим в себе важность и тайну».
Одним из таких дел было в 1820 г. дело молодого Пушкина, вскоре высланного из Петербурга; по отношению к нему Глинка проявил много доброты и участия; ссыльного Пушкина Глинка напутствовал сочувственными стихами, на которые благодарный Пушкин ответил ему посланием, где назвал Глинку «Аристидом» и «великодушным гражданином», голос которого был отрадой опальному поэту. Глинка несколько лет председательствовал в петербургском вольном обществе любителей российской словесности; в 1824 г. написал романс «Тройка», который до сих пор поется. Не менее популярно его переложение 136-го псалма «Плачь пленных иудеев», с вошедшими в поговорку стихами: «рабы, влачащие оковы, высоких песен не поют».
Политическая гроза, разразившаяся в конце 1825 г., задела и Глинку. В тайном обществе он не принимал участия, но об обществе знал и встречался со многими участниками его. Глинка был заключен в крепость. В 1826 г. Глинка был переведен в гражданскую службу и послан на службу в Петрозаводск, где до 1830 г. был советником губернского правления; следом его пребывания здесь была поэма «Карелия, или Заточение Марфы Иоанновны Романовой».
Затем Глинка в той же должности служил в тверском и орловском губернских правлениях; в 1835 г. вышел в отставку. В Тверской губернии он заинтересовался древностями тверской Карелии, о которых написал книгу ; Глинка первый обратил внимание на каменные древности северной России, первый указал на важные следы древнего исчезнувшего быта, сохранившиеся в каменных постройках и сооружениях. В Твери Глинка женился на А. П. Голенищевой-Кутузовой и жил по выходе в отставку сначала в Москве, с 1853 г. в Петербурге и с 1862 г. в Твери, где умер в глубокой старости. Другие труды Глинки: «Подвиги графа Милорадовича в Отечественную войну», «Краткое обозрение военной жизни и подвигов графа Милорадовича», «Рассуждение о необходимости деятельной жизни, ученых упражнений и чтения книг», «Подарок русскому солдату», народная повесть «Лука да Марья», «Добродетель и порок, поучительная аллегория», «Воспоминание о пиитической жизни А. С. Пушкина», «Несколько мыслей о пользе политических наук».
В поэзии Глинка интересовался преимущественно патриотическими и религиозными сюжетами, которые разрабатывал в строго православном духе. Уже в 1826 г. он издал свои «Опыты священной поэзии»; в 1859 г. появился «Иов, свободное подражание священной книги Иова». В 1861 г. Глинка напечатал в Берлине обширную поэму «Таинственная капля» ; «Духовные стихотворения» . — Ср.
А. П. Милюков в «Историческом Вестнике» ; А. К. Жизневский «Ф. Н. Глинка» ; статьи Н. Путяты и А. Котляровского в «Беседах в Обществе любителей российской словесности при Московском университете» (вып.
1, М., 1867); С. А. Венгеров «Источники словаря русских писателей» ; «Словарь членов Общества любителей российской словесности при Московском университете».
Федор Николаевич Глинка принадлежит к старшему поколению поэтов-декабристов. Завершив обучение в 1-м кадетском корпусе, он принимал участие в войнах с Наполеоном, сражался под Аустерлицем, участвовал в Бородинской битве 1812 года, в заграничных походах русской армии; окончил войну в чине полковника и был награжден золотым оружием за храбрость. Глинка боролся за освобождение родины и как воин, и как поэт.
Им были написаны «Военная песнь», «Солдатская песнь», «Песнь сторожевого воина пред Бородинскою битвою», стихи о партизанах Давыдове, Сеславине, Фигнере. Впитавшие в себя традиции солдатского фольклора, эти безыскусные, искренне-взволнованные произведения сложились в своеобразную поэтическую летопись героической эпохи русской истории. Они воспевают решимость погибнуть, но не склонить голову перед захватчиком и тираном. В известном смысле эти стихи стали источником позднейшей гражданской лирики Глинки — участника тайных обществ, поэта-декабриста. В том же ряду стоят и «Письма русского офицера», благодаря которым Глинка стал знаменитым писателем.
Истинные сыны отечества, отстоявшие его свободу в грозные годы войн с Наполеоном, не могли равнодушно относиться к крепостной неволе, ужасам аракчеевских порядков в армии, подавлению всякой свободной мысли. В 1816 году Глинка вступил в одну из первых декабристских организаций — «Союз спасения», программа которого предусматривала введение конституционной монархии и уничтожение крепостного права мирным путем, исключающим насильственное свержение правящей династии. Чувства, которыми был охвачен в те годы поэт, выразились в его «Опытах двух трагических явлений» и «Отрывках из Фарсалии». При этом свободолюбивый пафос нередко перекрывал умеренную программу. Так, истинное намерение одного из этих стихотворений было недвусмысленно раскрыто самим автором: «Один из верных сынов покоренного тираном отечества увещевал сограждан своих в тиши ночи к поднятию оружия против насильственной власти».
Глинка был одним из вождей «Союза благоденствия». Вольное общество любителей российской словесности, которое он возглавлял с 1819 по 1825 год, стало под его руководством важнейшим центром декабристской литературы. Когда в 1820 году Пушкин был выслан из Петербурга, одним из первых, кто выразил солидарность с опальным поэтом, был Глинка. Произведения, созданные им в первой половине 1820-х годов, были объединены в сборнике «Опыты священной поэзии» . Многие из них строились на аллегории, их подлинный смысл выражался иносказательно.
Излюбленным жанром Глинки был, пользуясь пушкинским выражением, «элегический псалом» — стихотворение, в котором библейские образы и темы переосмысливались и насыщались революционным содержанием, призывали к божьему суду над земными властителями. В декабристском ключе трактует Глинка тему поэта-избранника, призванного нести людям священные идеалы вольнолюбия и гражданственности. После восстания на Сенатской площади Глинка был арестован и посажен в Петропавловскую крепость, а позднее выслан в Петрозаводск под надзор полиции.
Здесь он создает одно из самых значительных своих произведений — поэму «Карелия», высоко оцененную Пушкиным. Необычайной популярностью пользовалось у современников стихотворение «Песнь узника». Она распространялась в списках, печаталась в заграничных изданиях. Успех объяснялся не только поэтическим мастерством Глинки, естественностью и верностью найденного им тона, но и тем, что чувства, которые изливал герой песни, напоминали о судьбе томившихся в неволе декабристов.
С раздумьями о недавних исторических потрясениях связан у Глинки и образ челна, попавшего в бурю, гибели пловцов и др. С годами Глинка все реже выступал в печати, его творчество ограничивалось дружескими посланиями и религиозно-нравственными монологами. Но есть среди них и вещи, достойные нашей памяти и внимания.
Так, стихотворение «Москва» было задумано как манифест славянофильства. Однако, независимо от субъективных устремлений автора, в нем так непосредственно и ярко проявился патриотизм поэта, его гордость древней русской столицей, что «Москва» заслуженно причисляется к самым высоким творческим достижениям Глинки. Когда в 1856 году оставшиеся в живых декабристы получили возможность вернуться из ссылки, Глинка отозвался на это событие «Стихами о бывшем Семеновском полку», в которых прозвучали верность былым идеалам и гордость своим декабристским прошлым. Глинка умер в 1880 году глубоким стариком.
С благоговением хоронила Россия человека, жизнь которого была неразрывно связана с двумя важнейшими событиями XIX столетия — победой над Наполеоном и первым революционным выступлением против царизма.
Глинка Ф. Н. биография