• Главная
  • Рубрики
  • Все сочинения
Экзаменационные сочинения > Cочинения по литературе > Глубина анализа восприятия природы в лирике Тютчева

 

Глубина анализа восприятия природы в лирике Тютчева

Восхищение прелестью природы, то в буйстве ее стихийных сил, то в ее увядании, выражается, естественно, в изображении природы, лирических “пейзажей”. В этом изображении поэт опирается обычно на традиционные приемы, первоначально возникшие еще в устном народном творчестве. Но эти приемы Тютчев применяет вполне оригинально, у него они лишены стилизации под народную поэзию.

Таков прежде всего прием олицетворения явлений природы. Олицетворения у Тютчева вытекают из особенностей идейного содержания его поэзии. Они выражают его идеалистическое мировосприятие, его искреннее и глубокое убеждение в том, что в природе есть “душа” и что ее видимый прекрасный облик, ее “гармония”, ее стихийные движения – все это проявления ее “души”. Иначе говоря, олицетворения не только средство выражения мысли, но и принцип образного мышления поэта.

Таково, например, стихотворение “Летний вечер”. Заключая в себе картину наступления вечера, оно заканчивается развернутым образом-олицетворением:

И сладкий трепет, как струя, По жилам пробежал природы, Как бы горячих ног ее Коснулись ключевые воды

Таково же, в еще большей мере, стихотворение “Конь морской”, в котором стремительность движения морской волны, изображенной в ярких, впечатляющих деталях, олицетворяется отождествлением ее с живым существом – конем. Таково же стихотворение “Весенние воды”, чьи образы всецело построены на олицетворениях, и т. п. Такое же значение получает в лирике Тютчева и традиционный прием образного параллелизма. Все поэтическое мировосприятие поэта основано на сопоставлении жизни природы и жизни человека. Но если в своих философских раздумьях поэт противопоставляет вечную природу и бренную человеческую жизнь, то в своем психологическом восприятии он находит между ними много общего. Поэтому многие стихотворения Тютчева начинаются образами пейзажа, а заканчиваются размышлением или сентенцией, относящейся к судьбе или душевной жизни человека.

Таково, например, стихотворение, изображающее, радугу (“Как неожиданно и ярко..,”). “Воздушная арка”, возникшая “на влажной неба синеве”, восхищает поэта. Но он знает, что это – “минутное торжество” красоты природы; подобное мимолетному счастью человека. И он заканчивает стихотворение так:

Смотри – оно уж побледнело, Еще минута, две – и что ж? Ушло, как то уйдет всецело, Чем ты и дышишь и живешь

Таково же стихотворение “Осенний вечер”, в котором “кроткая улыбка увяданья” природы отождествляется поэтом со “стыдливостью страданья” человека.

В некоторых лирических пьесах Тютчева, образный параллелизм применяется как основной принцип композиции и все стихотворение строится на сопоставлении явлений внешнего мира с особенностями переживаний, мыслей, судьбы людей. Таковы, например, “Фонтан”, “Смотри, как на речном просторе…”, “Волна и дума”, “Как дымный столп светлеет в вышине!..” и другие. С особенной лирической проникновенностью образный параллелизм проведен поэтом в стихотворении “Последняя любовь”.

Иногда эмоциональное отождествление жизни природы с человеческой жизнью не выражается в стихотворении непосредственно п открыто, но лишь подсказывается изображением природы, основанным на ее олицетворении. Тогда образ природы приобретает наряду со своим прямым значением также и значение иносказательное – становится символом человеческой жизни. Символическое значение имеют, например, стихотворения “Листья”, “Не остывшая от зною…”, “Зима недаром злится…”, “Ты, волна моя морская…”, “Чародейкою Зимою…” и другие.

Развернутые образы-олицетворения создаются поэтом, как это всегда бывает, из словесных олицетворяющих метафор. Метафоричность словесного мышления вообще – характерная черта поэзии Тютчева, вытекающая из ее идейного содержания. Олицетворяющая метафора для него – основной прием построения лирического образа. Например: “Лазурь небесная смеется…”, “Лениво дышит полдень мглистый…”, “Поют деревья, блещут воды…”.

Большое значение в построении образов олицетворенной природы получают у Тютчева, в частности, метафорические эпитеты. Они с особенной силой выражают романтическое мировосприятие поэта.

Вдруг на дубраву набежит, И вся дубрава задрожит Широколиственно и шумно! Усыпительно-безмолвны, Как блестят в тиши ночной Золотистые их волны, Убеленные лупой” и т. п.

В других стихотворениях Тютчева – их гораздо меньше явления природы изображаются не в прямом или скрытом (символическом) параллелизме с явлениями человеческой жизни, но непосредственно возбуждают переживания поэта и его раздумья о них. Такие стихотворения, несмотря на наличие в некоторых из них развернутых образов природы, в жанровом отношении скорее являются “медитациями”. Основное значение в них приобретает изображение процессов душевной жизни. В них поэт выступает мастером своеобразного лирического “психологизма”.

Психологические состояния человека вообще очень разнообразны. Но Тютчева интересуют только те, что связаны с его “философическим” миропониманием. Это состояния, отрешенные от социальности и связанные лишь с проблемой взаимоотношения человека и мироздания. Это переживания тоски личного бытия, стремления слиться с окружающей жизнью или же переживания страха перед темными “безднами” небытия, открывающимися ночью, и т. п.

Но в своих идеалистических представлениях поэт уже освободился от тех наивных образов традиционной религии, которые были характерны для многих произведений Жуковского. Тютчев не говорит о “боге”, “дьяволе”, “ангелах”, “рае” и т. п. Он выражает свою мысль в более общей и утонченной форме, говорит о чем-то “бессмертном”, о “нездешнем свете”, о “небе” и т. п. Имя божества поэт употребляет в большинстве случаев во множественном числе, как бы придавая ему языческий смысл. И само упоминание о “богах” становится в стихах Тютчева не выражением религиозных чувств, а скорее поэтическим символом, возвышающим мысль.

1 Star2 Stars3 Stars4 Stars5 Stars (No Ratings Yet)
Загрузка...


Глубина анализа восприятия природы в лирике Тютчева

Другие сочинения по теме:

  1. Глубина анализа душевных переживаний в лирике Тютчева Федор Иванович Тютчев (1803-1873) вошел в историю русской литературы как высоко одаренный лирический поэт, выразивший в своем творчестве романтическое понимание...
  2. Любовь в лирике Тютчева – это глубокое, поглощающее всю человеческую душу Есть одна область личных отношений, в осознании которой трагическое миросозерцание поэта и его экстатические переживания проявляются с большой силой. Это...
  3. Поиски смысла бытия в лирике Ф. И. Тютчева Тютчев – великий трагический поэт. Его раздумья о мире, жизни, человеке глубоки и зачастую горестны. Мотивы безысходного отчаяния, страдания и...
  4. Изображение природы в стихотворениях Фета и Тютчева Прием образного параллелизма мы встречаем и у Фета и у Тютчева. Причем чаще всего этот прием Фет использует как бы...
  5. Мотив бренности человека перед лицом вечности природы в стихотворениях Тютчева Мотив бренности человека перед лицом вечности природы развивается во многих стихотворениях поэта. Таковы, например, “Снежные горы”, “Успокоение”, “Над виноградными холмами…”,...
  6. Мотив мимолетности жизни в лирике Тютчева В середине 1830-х годов, в лучший период своего творчества, поэт вновь посвящает этой же проблеме подряд два стихотворения: “Фонтан” и...
  7. Красота русской природы в стихах Тютчева Тютчев рано обнаружил необыкновенные дарования и способности к учению. Получил хорошее домашнее образование, которым с 1813 года руководил С. Е....
  8. Единство природы и внутреннего мира человека в поэзии Ф. И. Тютчева Художественная судьба замечательного русского поэта Ф. И. Тютчева необычна: это, как писал критик А. М. Гуревич, “судьба последнего русского романтика,...
  9. Образ России в лирике Тютчева I. “Тютчев был не только самобытный, глубокий мыслитель… но и один из малого числа носителей, даже двигателей нашего русского, народного...
  10. Русский пейзаж и описание природы в русской лирике Движение реализма в русском искусстве XIX века было настолько могучим, что все выдающиеся художники испытывали на своем творчестве его влияние....
  11. Глубина психологического подтекста в лирике Ахматовой Пушкин, Баратынский, Лермонтов, Гоголь, Некрасов, Толстой – вот основные имена и предтечи ахматовской поэзии, которая вообще всегда и с самого...
  12. Язык метафор в стихотворениях Тютчева Экстатические переживания поэта в его единении с мирозданием или в любви к женщине также выражаются на языке метафор. Но метафоры...
  13. Анализ стихотворения Тютчева “Не то, что мните вы, природа…” Одно из самых замечательных явлений русской поэзии – стихотворения Ф. И. Тютчева о пленительной русской природе. Ни для кого из...
  14. Пример сочинения: Идейно-художественное своеобразие поэзии Ф. И. Тютчева Поэзия Ф. Тютчева – “поэзия мысли”, “философская поэзия”, “поэзия космического сознания”. Важнейшая Пример сочинения для Тютчева – хаос, заключенный в...
  15. Сочинение на тему “Картины родной природы в лирике А. С. Пушкина” И забываю мир, и в сладкой тишине Я сладко усыплен….А. С. Пушкин. Пушкин “начало всех начал”, он целый мир русской...
  16. Единство природы и внутреннего мира человека в лирике А. А. Фета В русской поэзии трудно найти поэта более “мажорного”, чем Афанасий Афанасьевич Фет (1820-1892). Это поэзия жизнеутверждающей мощи, которой напоен каждый...
  17. Мир природы в лирике С. А. Есенина Тема родины одна из главных тем в творчестве С. Есенина. Этого поэта принято связывать прежде всего с деревней, с родной...
  18. Мир природы в лирике Пастернака Б. Пастернак – один из самых сложных поэтов рубежа XIX-XX веков. Его произведения отмечены остротой чувства, яркостью образов и метафор,...
  19. План анализа стихотворения 1. Какое План анализа стихотворения 1. Какое настроение становиться для стихотворения определяющим в целом. Меняется ли чувства автора на протяжении стихотворения, если...
  20. Пример сочинения: Мое любимое стихотворение Ф. И. Тютчева Среди наиболее талантливых и знаменитых поэтов XIX в. особое место принадлежит Федору Ивановичу Тютчеву. Тургенев так писал о нем в...
« А и в самом деле, можно ли остановить мутацию?
Сочинение на тему 9 мая память трагической судьбы народа во второй мировой войне »



  • Новые сочинения:

    • Детские повести “Бумажные кораблики”
    • Советы написания сочинений для 7-го класса
    • Вишневый сад – один из сложнейших символов нашей литературы
    • Гуманизм в тупике
    • Философские вопросы в драме “Жизнь есть сон”
    • Истолкование драмы Софьи и ее “горя от любви”
    • Портреты Пушкина Тропинина и Кипренского
    • Борьба направлений в литературе и критике 1855-1858 годах
    • Хрестоматия литературы: Н. В. Гоголь в Киеве
    • Связь образов пьесы “Вишневый сад” с современностью
Карта сайта


© 2009-2017 | Экзаменационные сочинения