Глубина поэтического мира С. Есенина
Сергей Есенин. В самом звучании этого имени слышна певучесть, музыка родных раздолий, красота народа, который создал такого поэта. Трудно назвать другого поэта, чье творчество так волновало бы каждого, кто окунался в бездонную глубину и свежесть его стихов. Трудно писать о поэзии Есенина: язык рассуждений настойчиво перебивается поэтическими строками.
Есенин говорил, что его лирика живет любовью к родине и чувство родины — основное в его творчестве.
Стихи поэта грустны, как грустна была крестьянская жизнь. Есенин рос среди раздолья среднерусской природы, и она научила его любить красоту окружающего мира. Ранние стихи поэта звучат как признание в любви к родной природе, стремлении раствориться в ней.
В природе он видит источник вдохновения: Стихов моих грусть Кормил я резедой и мятой… С ранних лет поэту запали в душу народные сказания, поговорки, загадки. В этом было его счастье как поэта.
Народное творчество укрепило песенную основу лирики Есенина: Родился я с песнями, в травном одеяле…
Жизнь и творчество Есенина были сложны и противоречивы, он мог заблуждаться и совершать ошибки. Обозревая его путь, мы видим, что Есенин был везде верен себе в главном — в стремлении постичь сложную судьбу своего народа. Противоречивость Есенина наиболее драматично сказывается в его раздумьях о будущем деревни. Поэт не может отказаться от мира привычных образов и представлений, который дорог особенно тем, что в нем жили десятки предшествующих поколений.
Он любовно поэтизирует приметы родной стороны: Свет луны, таинственный, и длинный, Плачут вербы, шепчут тополя, Но никто под оклик журавлиный Не разлюбит отчие поля.
Вторжение в деревенские просторы городской цивилизации отражается поэтом как приход враждебного железного гостя. В своем творчестве Есенин намечает пути решения проблем, которые еще недавно казались ему безысходными. В «Письме к деду» он говорит о неоспоримом преимуществе техники «стального коня». Сердечные пристрастия поэта меняются.
Он не хочет оставаться в прошлом русской деревни — нищем и «безысходном», и в последние годы творчества меняется отношение Есенина к современной деревне.
Поэт отказывается воспевать старую деревню: Полевая Россия! Довольно Волочиться сохой по полям… В последние годы Есенин все чаще возвращается к мысли о природе, видя в ней не только могучее средство преобразования жизни, но и нравственную основу жизни. Поэт рад почувствовать себя рядовым тружеником, нужным людям: Что же, дайте косу, я вам покажу, Я ли вам не свойский, я ли вам не близкий, Памятью деревни я лъ не дорожу?
В поэзии Есенина часто звучит мотив грусти, сожаления об ушедшей молодости, растраченных силах. В его стихах отразились и личные переживания, и сложное время, в которое жил поэт. И все же, несмотря на чувство грусти, пронизывающее многие стихотворения поэта, они не звучат пессимистически: их согревает вера в душевные силы человека.
Эти стихи Есенина созвучны пушкинским строкам «Печаль моя светла».
Поэт ощущает роковую безостановочность времени: «Все пройдет, как с белых яблонь дым». Любовная лирика занимает значительное место в поэтическом наследии Есенина. Радость встречи, тоска разлуки, грусть отчаянья — разнообразные переживания поэта.
Но тема любви сближается в его стихах с главной есенинской темой — темой Родины. Автор «Персидских мотивов» убеждается в непрочности счастья вдали от родного края.
И главной героиней цикла становится далекая Россия: Как бы ни был красив Шираз, Он не лучше рязанских раздолий. Современники вспоминали, что Есенин обладал необыкновенным личным обаянием, а его стихи — магической силой. Любой собеседник находил в Есенине, его творчестве что-либо свое, приемлемое и любимое, и в этом тайна такого мощного воздействия его стихов. Мы можем говорить сегодня не только о мировой известности поэзии Есенина, но и мировом ее значении.
Все новые и новые поколения приобщаются к Есенину, постигая глубину его поэтического мира.
Справедливы слова Н. Тихонова: «Есенин — это вечное».
Глубина поэтического мира С. Есенина