Глумов — характеристика персонажа
Произведение: На всякого мудреца довольно простоты
ГЛУМОВ — герой комедии А. Н. Островского «На всякого мудреца довольно простоты» . Г.- единственный персонаж в драматургии Островского, сознательно избравший своим жизненным кредо философию цинизма. Г.- значащая фамилия, в которой заключены зерно образа и его характеристика. Глумиться — означает скоморошничать, издеваться, «глум творить». «Маменька, я умен, зол и завистлив»,- говорит Г., приступая к осуществлению своих планов. Эти «исходные» человеческие данные оказываются «необходимы и достаточны» для «глумотворст-ва».
Цели Г. невысоки: «теплое место и богатая невеста» — все, чего он хочет добиться в жизни. Для достижения своих целей он решает «подделаться к тузам», избирая для этого примитивное, но сильнодействующее средство: «льстить грубо, беспардонно». В общении с «тузами» обнаруживается замечательная способность Г. к лицемерию. Он легко меняет личины, поскольку ничего значительного, ценного у него за душой нет.
С «богатым барином» Мамаевым, любителем читать наставления, Г.- глупец, жаждущий руководства на жизненной дороге. С его женой, женщиной опасного «бальзаковского» возраста, Г.- пылкий, едва ли не романтический герой-любовник. С «важным господином» Городулиным, жаждущим в угоду моде прослыть либералом, Г.- либерал, великолепно владеющий «прогрессистской» фразеологией.
С «очень важным господином» Крутицким, маразмирующим консерватором, Г.- ретроград, демонстрирующий превосходное владение «охранительной» терминологией. С «богатой вдовой» Турусиной, суеверной ханжой, Г.- почтительный поклонник самых темных и нелепых «народных верований». В этих сценах Г. выступает как бесстыдный лицедей, обладающий отличным «чувством партнера» и безукоризненным умением «попасть в тон».
Дар наблюдательности и талант сатирика помогают ему успешно осуществлять «цинизм в действии». Глумотворство его заключается в том, что он с неприкрытой наглостью утрирует в своем поведении «слабости» партнеров, гиперболизируя их и доводя до абсурда. «Всю желчь», которая при смене личин «накипает в душе», Г. «сбывает» в свой дневник, превращенный им в «летопись людской пошлости». Похищенный и обнародованный, дневник становится причиной крушения стремительной карьеры Г. В образе Г. Островский исследует, как «общественный порок» становится «личным пороком» героя. Злой ум и желчный талант, не облагороженные никакой высокой идеей, отравили его душу, и он стал «немного подле-нек». «Подлость в душе» и делает Г. характерной фигурой, в которой отразился «безыдеальный» дух времени .
В силу своей характерности образ Г еще раз возникает в комедии Островского «Бешеные деньги» . Г. явился прообразом Глумова в романе М. Е. Салтыкова-Щедрина «Современная идиллия» . Первый исполнитель роли Г.- Н. В. Самойлов .
Среди других исполнителей — А. П. Ленский , В. И. Качалов , Ю. В. Яковлев .
Глумов — характеристика персонажа