Гномы в сказке К. С. Льюиса «Хроники Нарнии»
Лев Аслан — герой знаменитых сказочных «Хроник Нарнии» английского протестантского философа и писателя Клайва Стейплза Льюиса — отчетливо соотнесен автором с образом триединого христианского Бога. Логично предположить, что и остальные персонажи «Хроник» каким-то образом участвуют в сопоставлениях, заданных ключевой аналогией сказки. Задача настоящей заметки показать, что это, безусловно, справедливо, по крайней мере, в отношении одного из племен, населяющих льюисовскую Нарнию.
Внешность типичного представителя этого племени описывается следующим образом: «Он был коренастый и широкогрудый, как большинство гномов, трех футов росту, а грубые рыжие борода и бакенбарды оставляли открытыми только крючковатый нос и блестящие черные глаза» .
Здесь и далее произведение Льюиса цитируется по изданию: Льюис К. С. Хроники Нарнии: В 2 т. М., 1992 .
Все гномы делятся на две разновидности — рыжих и черных: «Тот, кто хотел убить Каспиана, был Черный гном . Звали его Никабрик. Другой был Рыжий гном с волосами, похожими на мех» .
И те и другие гномы златолюбивы : глаза рыжего «гнома заблестели, когда он увидел богатства, лежавшие на полках , и он пробормотал про себя: «Никабрику этого видеть нельзя»» . И те и другие — сообразительны и практичны: «…хотя кое-кто встречал гномов-негодяев, вряд ли кто видел гномов-дураков» .
Различие между плохими и хорошими гномами задается их отношением к Аслану. Хотя именно гном был первым существом из тех, кого Аслан призвал на всеобщий совет при создании Нарнии , далеко не все гномы служат Аслану и верят в Аслана. Особенно это касается тех гномов, которые озабочены исключительно судьбой собственного племени. «Среди этих зверей и людей должен быть гном, который должен проследить, справедливо ли обращаются с гномами» ; «…мои гномы приняли на себя главный удар и пал каждый пятый» .
Такие гномы легко готовы пойти на сговор с Белой Колдуньей : «Кто угодно или что угодно. Аслан Или Белая Колдунья» . «Я имею в виду силу, которая, если истории говорят правду, настолько больше Аслана, что держала Нарнию в чарах многие годы» . Больше всего на свете черные гномы ненавидят полукровок, добровольно или подчинившись обстоятельствам вышедших из племени: «Я не чистокровный гном, во мне есть и человеческая кровь. Многие гномы спаслись в битвах и выжили, обрили бороды, одели ботинки с высокими каблуками и стали изображать из себя людей.
Они смешались с тельмаринцами . Я один из таких, только наполовину гном, и если кто-нибудь из моих родичей, настоящих гномов, еще жив где-то в лесах, он, без сомнения, сочтет меня предателем и будет презирать» . «- Фу, — фыркнул Никабрик, — гном-изменник. Ни то, ни се, серединка на половинку. Вонзить мой меч ему в горло?» .
Однако именно гном-полукровка Корнелиус предстает у Льюиса одним из наиболее последовательных приверженцев Аслана.
Еще один отступник от общих правил в сказке Льюиса — гном Поггин. «Мне только сейчас удалось сбежать от остальных. Я с вами, государь, я на стороне Аслана» .
Большинство других гномов, после наступившего в финале «Хроник Нарнии» закономерного апокалипсиса, согласно К. С. Льюису, добровольно принимают на свои плечи кромешный ад, ад духовной слепоты в неумении разглядеть подлинный лик Бога.
«- Здесь нет темноты, она только в твоем воображении, глупец! — вскричал Тириан. — Выйди же из нее! — И, нагнувшись, он схватил Диггла за пояс и капюшон и вытащил из круга гномов. Но стоило Тириану его отпустить, как Диггл бросился на прежнее место, потирая нос и вопя:
— Ох-ох! Что вы такое делаете! Ударили меня о стенку, чуть нос мне не сломали.
— Вот видите, — сказал Аслан. — Они не дадут себе помочь. Они выбрали хитрость вместо веры. Их тюрьма — в их воображении, но они — в тюрьме.
Я не могу вывести их наружу, потому что они слишком много думают о том, чтобы не дать себя провести» .
Гномофоб Льюис или гномофил? Гномофоб — постольку-поскольку гномы ненавидят Аслана; гномофил — постольку-поскольку они любят Его.
Гномы в сказке К. С. Льюиса «Хроники Нарнии»