Город разрушений и унижений
Городом разрушения и унижения в романе Ф. М. Достоевского «Преступление и наказание» является Петербург. Петербург в романе — это не только город, где живут герои, Петербург выступает своеобразным участником событий, действующим лицом. К теме Петербурга обращались многие писатели, мы можем увидеть его и в произведениях А. С. Пушкина, и Н. В. Гоголя, воспевали этот город и поэты Серебряного века: А. Блок, А. Ахматова.
Но Петербург Достоевского — это, прежде всего, город, связанный с трагическими судьбами его героев. Читая роман, перед глазами то и дело возникает картина города. В его описаниях Достоевский акцентирует внимание на одних и тех же деталях: страшная жара, пыль, дурные запахи, пестрая толпа: «на улице опять жара стояла невыносимая; хоть бы капля дождя во все эти дни. Опять пыль, кирпич и известка, опять вонь из лавочек и распивочных, опять поминутно пьяные, чухонцы-разносчики и полуразвалившиеся извозчики». Все эти детали вместе создают впечатления того, что герою неуютно на петербургских улицах, все окружающее давит на него, приглушая все то хорошее, что в нем есть.
Подобное описание города, и именно акцент на жару неслучаен. Этот мотив жары призван воссоздать атмосферу, в которой созревает бредовая теория Раскольникова, готовится убийство старухи — процентщицы. Таким образом, мы видим, как «среда обитания» влияет на психологию главного героя. Кажется, что этот городской пейзаж порождает преступный замысел Раскольникова и предопределяет его мучительную внутреннюю борьбу, его лихорадочные блуждания.
Облик города дополняется описанием жилищ героев. Стоит обратить внимание и на такую деталь — постоянное присутствие в описаниях желтого цвета. В комнате Раскольникова грязные желтые обои, само лицо во время его болезни становится желтым. В комнате Сони — желтоватые обои, в квартире старухи-процентщицы мебель желтого цвета, картины в желтых рамках, сама старуха носит пожелтевшую кацавейку, на Петровском острове ярко-желтые домики и т. д. Если вспомнить, что выражение «желтый дом» означало «сумасшедший дом», то символика желтого цвета становится очевидной.
Ведь недаром Свидригайлов называет Петербург городом полусумасшедших. В описании жилищ героев обращает на себя внимание не только желтый цвет. Вот что мы видим еще: «это была крошечная клетушка, шагов в шесть длиной, имевшая самый жалкий вид со своими желтенькими пыльными и всюду отставшими от стены обоями…», «маленькая закоптелая дверь», «все было разбросано и в беспорядке», «через задний угол была протянута дырявая простыня», «желтоватые, обшмыганные и истасканные обои почернели по всем углам». Жилище героев — это продолжение петербургских улиц, героям и в собственном жилище не найти душевного отдохновения.
Неслучайно Пульхерия Александровна сразу интуитивно почувствовала связь между странной комнатой сына и его странным состоянием. Да и какое может быть состояние в такой обстановке? Кроме того, в романе часто встречаются описания лестниц, дворов, Сенной площади с прилегающими к ней «канавами», с многочисленными распивочными и «заведениями», трактиров, полицейской конторы. Все эти описания позволяют сделать вывод о том, что мотив духоты, тесноты, толкучки, вони и грязи, чего-то неправильного, безобразного, рождаемого пейзажем, продолжается и усиливается описанием внешнего облика людей и каморок, в которых они живут. Человек задыхается в Петербурге Достоевского, как в комнатах без форточек, его давит и в густой толпе, и в трактире, и в каморках.
В душных, темных комнатах погибают надежды и мечты о счастье. Все несет на себе печать общей неустроенности, скудности человеческого существования. Чтобы составить себе полное представление о Петербурге Достоевского, кроме пейзажа и жилища, нужно обратить внимание и на то, с какими людьми встречается Раскольников на петербургских улицах.
Это и «пьяные», «всякого рода промышленники и лохмотники», и девочка на бульваре, которую только что где-то напоили, соблазнили, выставили на улицу и за ней охотится уже новый «жирный франт». Это и женщина на мосту, бросившаяся в реку, которая до того уже «удавиться тоже хотела, с веревки сняли». Это и Сонечка «в лохмотьях, наряд ее был грошовый, но разукрашенный по-уличному, под вкус и правила, сложившиеся в своем особом мире, с ярко и позорно выдающеюся целью», с худым бледным личиком.
Это люди «униженные и оскорбленные», этих людей город «задавил», «отобрал» у них право на нормальную жизнь. От всего увиденного становится понятно, почему Раскольников пошел на убийство. Окружающая среда со всех сторон давила на него, не давая никакой надежды.
Только однажды «промелькнул небольшой луч»: «Проходя мимо Юсупова сада, он даже очень было занялся мыслью об устройстве высоких фонтанов и о том, как бы они хорошо освежали воздух на всех площадях. Мало-помалу он перешел к убеждению, что если бы распространить Летний сад на все Марсово поле и даже соединить с дворцовым Михайловским садом, то была бы прекрасная и полезная для города вещь». Неслучайно это происходит, когда Раскольников идет на убийство. Несомненна связь Петербурга с преступлением героя: в другом, прекрасном Петербурге вряд ли в сознании молодого человека возникла бы такая чудовищная теория. Это еще раз доказывает, как окружающая обстановка — город, пейзаж, жилище, люди и т. д. — могут разрушить все хорошее, что есть в человеке, задавить его своим могуществом.
Петербург предстает в романе городом разрушения и унижения.
Город разрушений и унижений