Городничий Сквозник-Дмухановский и его «коллеги»
В «Ревизоре» сказался изумительный дар Гоголя обратиться к обыкновенному, говоря его же словами, предмету и извлечь из него «необыкновенное», т. е. художественно яркое, значимое и «чтобы это необыкновенное было… совершенная истина». В отталкивающих, уродливых типах комедии Гоголя показаны не исключительные, окарикатуренные свойства, а черты живых людей, отличающихся своими «грешками» и «слабостями». Но как тонко подмечены эти «слабости», как глубоко вскрыто общественное зло.
Городничий Сквозник-Дмухановский делами города не, занимается, но всех держит в уезде своей свирепостью. «Такие обиды чинит, что описать нельзя,- жалуются на него купцы.- Постоем совсем заморил, хоть в петлю полезай». В этих условиях он всюду хозяин: в присутственном месте, где, не разобравшись, приказал высечь унтер-офицерскую жену, на базаре, в лавках купцов. Взятки берет соответственно чину: часто и в больших размерах (именинные приношения велит нести и на день Антона, и на день Онуфрия).
Под стать городничему другие чиновники: завистливые, ограниченные, рассматривающие службу только как источник дохода. Судья Тяпкин-Ляпкин прочел в жизни пять или шесть книг, и потому считается «вольнодумцем». Взятки берет борзыми щенками. Попечитель богоугодных заведений Земляника запустил дело так, что больные в халатах похожи больше на «кузнецов». О том, что представляет собой «наставитель юношества» смотритель учебных заведений Хлопов, свидетельствует его же реплика: «Не приведи бог служить по ученой части! Всего боишься…» Эти детали отнюдь не рассчитаны лишь на комический эффект. Обнажив язвы управленческой системы, Гоголь не исключал возможности ликвидировать их с помощью ревизоров, посылаемых сверху, о чем косвенно свидетельствует заключительная «немая сцена», где сообщается о приезде настоящего ревизора из Петербурга.
Ревизор «требует» городничего «сей же час к себе», но неизвестно, как поведет себя чиновник и чем кончится его приезд. Белинский, например, предполагал, что появление нового ревизора придаст дополнительные финансовые хлопоты чиновникам, только и всего… Что касается Хлестакова, то он, конечно, лицо, которому выпал случай побыть в роли ревизора: он обедает у городничего, волочится за его дочкой и женой, потихоньку «одалживается» у чиновников, принимает снедь от купцов, не отказываясь и от «веревочки», которая в «дороге пригодится». Во всем этом много смешного, но отступления от действительности нет, потому что такова была реальная ревизорская практика многих царских чиновников. Хлестаков «не подкачал» и явил в своих поступках, словах подобие настоящего ревизора.
Характерна в этом отношении сцена, когда городничий приезжает в трактир к Хлестакову, полагая, что тот — ревизор. В первую минуту оба напуганы. Городничий думает, что приезжий недоволен порядками в городе, а Хлестаков подозревает, что его хотят отвезти в тюрьму за неоплату накопившихся счетов. Сцена полна комической остроты и в то же время наглядно раскрывает суть действующих характеров: многоопытность городничего и трусливую увертливость Хлестакова. Читатель же смеется, потому что тут городничий сам себя перехитрил. И так по ходу всей пьесы Гоголь тонко высвечивает в своих героях все подленькое, гаденькое, что скрывается в их душах, но становится явным в момент страха или радости, когда удается замести, как им казалось, свои «грешки». Сатира Гоголя достигает особой хлесткости, когда одураченный и разгневанный городничий корит себя и других за то, что «сосульку, тряпку» принял «за важного человека».
Городничий Сквозник-Дмухановский и его «коллеги»