Графика в тексте М. Ю. Лермонтова
Графика выдвигается в тексте М. Ю. Лермонтова в значимую позицию. Внешняя графическая фактурность текста выявляется в представлении ее графической партитурой. Тексты М. Ю. Лермонтова характеризуются установкой на ощутимость и визуальную значимость графики. Все элементы текста М. Ю. Лермонтова являются перцептивно обусловленными, чувственно заостренными, что способствует созданию острохарактерной фактуры текста, оказывающей сильное воздействие на читателя, «переживающего» его предметность.
Художественное мышление М. Ю. Лермонтова по своему стилю может быть рассмотрено как предвосхитившее главные черты мышления нового и новейшего времени — принципы относительности, дополнительности как сущностные и действенные способы познания действительности. Антиномичность пушкинского мышления как внутренний принцип организации его текстов был поставлен М. Ю. Лермонтовым в основную структурную позицию. Художник рассматривает явление в «пределе его», то есть на основе взаимоисключающих начал, позволяющих достигнуть глобальности и полноты описания. Поэтическая логика М. Ю. Лермонтова, которая может быть интерпретирована на основе антиномий И. Канта, «воображаемой логики» НА. Васильева, принципа дополнительности Н. Бора, намного предвосхитила современные научные представления о множественности логик в познании.
Гармоническая организация, симметрия в тексте у М. Ю. Лермонтова обеспечивается взаимотяготением антитез, формирующих антиномии-проблемы, уравновешенностью противоположностей, которые, как правило, заданы в инициальной части и повторяются на протяжении всего текста. Принципы неклассического типа мышления, которые мы выявили в творчестве М. Ю. Лермонтова, были сформулированы только в начале XX века. Это говорит об инвенторстве художника.
С точки зрения философской, мы пришли к выводу о стиле мышления М. Ю. Лермонтова как стиле критическом, связанном с анализом противоречий действительности, их заострением, выведением в систему антиномий-проблем. Критическое философское мышление Лермонтова связано с самопознанием, выливающимся в поэтические формулы-парадоксы. Лермонтовское критическое отношение к действительности связано с определенными оценками, открытым отношением к тому, что он не приемлет в обществе, в людях. В прозе, в драматургии это находит развернутый характер. В поэзии все свернуто до объединения взаимоисключающего, антитетического сталкивания противоположностей, антиномического их заострения, доведения суждения до антиномичных формул, парадоксальных вопросов.
Наличие антиномий переводит критику онтологического характера, которая базируется на эмпирическом уровне осмысления бытия (критика нравов, обычаев светского общества), в критику метафизического плана, когда через антиномии-парадоксы формулируются проблемы, связанные не только с бытием, но и с его познанием. Антиномия — это репрезентация критики разума, который ищет способы определенно выкристаллизовать истину и прибегает к неопределенности, к «витанию смыслов», которые лежат между взаимоисключающими значениями. М. Ю. Лермонтов использует принцип наслоения и умножения рефлексии. Это открытие пути к художественному познанию истины, показ того, какими способами мышления, основанными на формулировании антиномий, можно приблизиться к ней. В творчестве М. Ю. Лермонтова имеет место и критика, и обнаруживаются мотивы идеального строительства жизни, пути познания истины.
На широких отношениях противоположных и чаще всего взаимоисключающих начал строится гармония лермонтовского текста. Эти начала организуют произведение, составляют его строй, симметричную основу, давая остальным элементам «свободу» в организации динамичных асимметричных связей.
Графика в тексте М. Ю. Лермонтова