Гражданская лирика А. С. Пушкина
Пушкин начал писать стихи очень рано вскоре после поступления, в 1811 году, в Царскосельский лицей. Здесь под влиянием «лицейского духа» атмосферы вольномыслия и оппозиционности формировалось политическое мировоззрение юного поэта. Пушкин, несомненно, был в первых рядах лицейских вольнодумцев. В 1814 году «Вестник Европы» опубликовал стихотворение Пушкина «К другу стихотворцу», написанное в жанре сатирического послания. Фразеология, содержание этого произведения традиционны и восходят к «классическим» образцам — сатирам Буало и его русских последователей, однако многие строки выражают переживания самого автора.
Пушкин предъявляет к «хорошим стихам» требование общественной полезности: «Не тот поэт, кто рифмы плесть умеет»; «Певцы бессмертные» «питают ум», и потому они «честь и слава россов». Первым произведением поэта, непосредственно затрагивающим проблемы российского «политического быта», стало послание Лицинию» . Прибегая к условному римскому колориту, Пушкин, безусловно, адресует свои вопросы русскому читателю: О Ромулов народ, скажи, давно ль ты пал? Кто вас поработил и властью оковал?
Квириты гордые под иго преклонились. Кому ж, о небеса, кому поработились? В оде «Вольность» Пушкин предстает как преемник Радищева выдающегося русского писателя и просветителя, автора одноименной оды. Ода «высокий» жанр, для которого характерна традиционная для классицизма назидательность, основанная на вере в могущество разума, в возможность «просветить» правителей, убеждая их в разумности гуманного правления.
Стиль «Вольности» во многом архаичен, как и стиль стихотворения «Деревня» . Смысловую основу этого произведения также составляют идеи Просвещения. В основу композиции положен прием антитезы: образный строй первой части противопоставлен звучанию второй части . Образ деревни двойствен: за кажущейся красотой скрывается уродство.
Красота исходит от природы, уродство от порочной души человека, утратившей способность различать добро и зло. Очевидно идейное и эмоциональное родство этих произведений с радищевскими произведениями «Путешествием из Петербурга в Москву» и уже упоминавшейся одой «Вольность». Однако в программно-политическом отношении Пушкин умереннее Радищева.
Юный поэт верит в возможность ненасильственного искоренения общественного зла. Так, в своей оде поэт призывает не к свержению самодержавия, а к ограничению его законом . В противном случае, говорит автор, правителям не помогут Ни наказанья, ни награды, Ни кров темниц, пи алтари…
А в заключительных строках «Деревни» звучат и надежда на добрую политическую волю самодержца, и вместе с тем сомнение в том, что она будет проявлена: Увижу ль, о друзья, народ неугнетенный И рабство, падшее по манию царя, И над отечеством свободы просвещенной Взойдет ли наконец прекрасная заря? Идеи Просвещения, надежда на благую нолю «просвещенного монарха» выражены и в более позднем стихотворении поэта «Стансы», написанном в честь восшествия на престол Николая I. В «Стансах» Пушкин указывает Николаю на пример его великого «пращура» Петра I. В заключительных строках высказано пожелание проявить милость к участникам декабристского восстания: Во всем будь пращуру подобен: Как он, неутомим и тверд, И памятью, как он, незлобен. К числу лучших образцов гражданской лирики Пушкина относится знаменитое послание «К Чаадаеву», . Чаадаев русский философ, человек из круга декабристов, друг и единомышленник Пушкина.
Первые строки стихотворения воспринимаются как начало элегии: Любви, надежды, тихой славы Недолго нежил нас обман, Исчезли юные забавы, Как сон, как утренний туман… Грусть сменяется воодушевлением, элегическая тональность первых строк призывной и страстной интонацией. Тоска по «вольности святой» уподобляется нетерпению любовника, ожидающего свою возлюбленную.
Впервые в русской поэзии потребность в политической свободе выразилась в такой форме. Основную тему послания тему патриотического служения Отечеству Пушкин раскрыл средствами «легкой поэзии», используя художественные средства, традиционные для любовной лирики: «с томленьем упованья», «души прекрасные порывы», «звезда пленительного счастья». Благодаря этому новаторскому приему гражданское в этом стихотворении отождествляется с личным, патриотический пафос сливается с глубоко интимным переживанием, с «жизнью сердца».
Гражданская лирика А. С. Пушкина