Гражданская тематика в стихотворениях Пушкина
Принимавший своими «вольными стихами» непосредственное участие в общественно-политической борьбе первой половины 20-х годов — периода подготовки декабристского восстания, Пушкин и после разгрома движения декабристов продолжал живо интересоваться общественной жизнью, политикой. «Слушая его, рассуждающего о политике внешней и внутренней,- вспоминал как раз об этом времени Мицкевич,- можно было подумать, что видишь перед собой человека, поседевшего среди политических вопросов, ежедневно читающего отчеты о прениях во всех парламентах». Общественным содержанием насыщено пушкинское художественное творчество как второй половины 20-х годов, так и 30-х годов. «Он презирал авторов, которые не ставили себе определенных целей, стремлений,- свидетельствует о Пушкине Мицкевич, он не любил скептицизма в философии и холодности в художественном творчестве, какую видел у Гете».
Разрабатывая гражданскую тематику, ставя проблемы важнейшего общественно-политического значения, Пушкин преодолевал в отличие от других поэтов-современников, замкнувшихся в эту пору в кругу узколичных переживаний, и те пессимистические настроения, которые звучали в ряде его стихов второй половины 20-х годов. Минорная лирика уныния, безнадежности, отчаяния как бы снималась мажорными аккордами лирики общественно-политической. За «Зимней дорогой» (1826) Пушкиным слагаются «Стансы» (1826) и послание декабристам в Сибирь («Во глубине сибирских руд…», 1827); за стихотворением «В степи мирской, печальной и безбрежной…» (1827) пишется «Арион» (1827); за стихотворениями «Воспоминание» (1828) и «Дар напрасный, дар случайный…» (1828) создается поэма «Полтава». Отразив в своих пессимистических стихах не только свои личные переживания, но и тягчайший кризис всего своего поколения, то «всеобщее уныние», о котором свидетельствовал Герцен, Пушкин стремится в произведениях на общественно-политические темы найти выход из этого положения и в известной степени такой выход указывает.
И в этих произведениях, естественно, не могли не отразиться те резкие изменения, которые произошли в общественно-политической обстановке страны после разгрома декабристов. Но лирика Пушкина никак не утрачивает своей вольнолюбивой сущности. В послании в Сибирь поэт, вдохновленный подвигом жен декабристов, многие из которых добились разрешения поехать туда вслед за своими мужьями (с одной из них, А. Г. Муравьевой, Пушкин переслал свое послание), стремится вдохнуть «бодрость и веселье» в сердца своих братьев, друзей, товарищей не только надеждой на то, что «темницы рухнут», по и утверждением великого исторического значения их дела: «Не пропадет наш скорбный труд и дум высокое стремленье».
И стихотворении «Арион», написанном в несомненной связи с первой годовщиной казни декабристов, Пушкин в форме прозрачной аллегории не только объявляет себя литературным соучастником — певцом»- декабристов («Пловцам я пел…»), но и подчеркивает свою верность общим с ними чаяниям и идеалам («Я гимны прежние пою…»). И это отнюдь не было только декларацией. Примерно через полтора года после «Ариона» создается одно из самых значительных и глубоко гражданских стихотворений Пушкина «Анчар», в котором, как бы развивая слова А. Н. Радищева о «зверообразном самовластии», «когда человек повелевает человеком», поэт с исключительной силой раскрывает обесчеловечивающий и раба, и владыку характер таких социальных отношений, которые основаны на рабстве и угнетении. К декабристскому циклу относятся и послание «И. И. Пущину» (1826), и «19 октября 1827», и «Эпитафия младенцу» — сыну М. Н. Волконской (1829).
Гражданская тематика в стихотворениях Пушкина