Григорий Квитка-Основьяненко — отец украинской прозы
Появление повестей и рассказов Квитка-Основьяненко на украинском языке представляет собой новый важный этап не только в его творчестве, а и вообще в развитии украинской литературы, в формировании ее реализма и народности.
В 30-х годах XIX столетия в новой украинской литературе развивались поэтические и драматические жанры. Требования времени, усиление реалистичных задач литературы нуждались в изображении действительности, в ее широком охвате, во всех трудностях, разногласиях и деталях изображения человека в сложных общественных отношениях, отображение жизни в формах самой жизни. Для осуществления решения этих задач самым пригодным был прозаик — эпический жанр — роман, рассказ.
Основоположником украинской художественной прозы был Квитка — Основьяненко, который чувственно улавливал назревшие нужды времени. Первым его украинским произведением в прозаическом жанре была знаменитая повесть «Маруся». Поводом к ее написанию были тогдашние дискуссии относительно творческих возможностей украинских литературных деятелей.
Некоторые писатели считали их способными лишь на шутливые произведения.
Квитка-Основьяненко своей «Марусей» убедительно продемонстрировал разносторонние художественно-литературные возможности украинского языка, его пригодность для написания прозаических произведений серьезных, даже трагического содержания.
В прозе писательский талант Квитки развился наиболее полно. Он пишет «Солдацкий патрет», «Конотопская ведьма», «Вот тебе и сокровище» и другие, которые вошли в две книжки «Малороссийских повести, рассказываемые Григорием Основьяненком». В 30-40 года Квитка создает повести «Козыря — девки», «Несчастная Оксана», «Искренняя любовь», рассказ «Перекати-поле», «Пархимов завтрак». Рассказы и повести Квитки-Основьяненка были огромным шагом в украинской и всей отечественной литературы к «народной теме». Писатель впервые в прозаической форме сочувственно и во многом правдиво изображает повседневную жизнь простых тружеников, выбирая положительных персонажей для своих повестей и рассказов преимущественно среди людей земледельческой работы.
А в том крепостническом обществе, где панство считало крестьянина духовно неполноценным существом, рабочим скотом, изображение его положительным героем в литературе было задачей новаторской и чрезвычайно сложной.
Украинские повести и рассказы Квитки мастерски написаны в форме живого, подробного рассказа человека из народа — мудрого старожила из харьковской области, Григория Основьяненка. Перевоплощение в рассказчика из народа дало писателю возможность видеть и оценивать жизненные явления с позиции простого крестьянина, свободно, естественно пользоваться народным языком и фольклорными материалами, что усиливало народность и художественную правдивость произведений.
Прозаические произведения Квитки на украинском языке по творческим принципам, жанрово-стилевыми особенностями делятся на две основные группы: сентиментально реалистические повести и бурлескно-реалистические рассказы и повести. К первой группе принадлежат повести «Маруся», «Козырь — девка», «Несчастная Оксана», «Искренняя любовь». Характерной их особенностью является то, что писатель выводит, опоэтизировано изображает в них положительных героев из крестьянско-труженических масс, обнаруживает особое внимание к внутреннему миру героев, их мыслей и сердечной переживаний. Языковой стиль этих повестей мягкий, трогательный, а там, где характеры
Среди бурлескно-реалистических произведений Квитки — юмористические рассказы «Солдацкий патрет», «Мертвецкая Пасха», «Вот тебе и сокровище», «Пархомов завтрак», а также юмористически-сатирическая повесть «Конотопская Ведьма». Создавал их писатель, опираясь на богатые юмористично-сатирические традиции украинской литературы и фольклора, ориентируясь на художественный опыт относительно правдивого изображения народной жизни, использования фантастики, относительно манеры иронически-комического рассказа. Основная задача его произведений — изобличение или высмеивание пороков действительности, отрицательных жизненных качеств и черт людей.
В «Солдацком патрете», «Конотопской ведьме», меньше чем в других произведениях этой группы встречаются элементы бурлескного стиля.
В отдельных местах рассказов писателя есть резкие сатирические выпады против крепостничества, социальной неравности, паразитизма господ, зажиточности духовенства, против повсеместного взяточничества представителей власти и суда.
Г. Ф. Квитка-Основьяненко был выдающимся украинским прозаиком дошевченковского периода. Он стал родоначальником и основоположником прозы в новой украинской литературе, ввел жанры повести, рассказ. Главную роль Квитки в европейском литературном процессе И. Франко видит в том, что он «творец народной повести, один из первых того рода творцов в Европейских произведениях».
Квитка-Основьяненко превознес в глазах общества простого крестьянина-труженика, широко открыв дверь в литературу положительным персонажам из народа. Картины жизни украинского общества во времена Великой Руины в повести Г. Квитки-Основьяненка «Конотопская ведьма»
Казацкий период в нашей истории насчитывает свыше 500 лет. История казачества на протяжении XVII столетия была преисполнена боевых побед и больших трагедий. В истории нашего народа Запорожская Сечь навсегда осталась проявлением величественности и мужества наших предков. Когда русская царица Екатерина II взялась за «улучшение» устройства в стране, то, прежде всего, она приказала Кириллу Розумовскому составить гетманскую булаву и отменила гетманство.
Не сумев подчинить казаков, 10 ноября 1764 года царское правительство выдало указ о ликвидации гетманства. Екатерина II завершила процесс закрепощения украинского крестьянства, казацкие полки реорганизовывались в регулярные, казацким старшинам предоставлялись военные чины русской армии. Украина окончательно потеряла свои права, свою волю, завершило свое существование свободное Украинское казацкое государство.
Настал один из тяжелейших времен для Украины — период Великой Руины.
Григорий Квитка-Основьяненко — отец украинской прозы