Григорий Мелехов — характеристика персонажа
Произведение: Тихий Дон
Григорий Мелехов — донской казак, житель станицы Татарская. В начале романа Г. показан в мирной крестьянской жизни: «Ноги его уверенно топтали землю». Молодой Г. полон силы и жажды жизни. Он заводит роман с замужней Аксиньей, но родители женят его на нелюбимой Наталье Коршуновой.
Вскоре Г. бросает жену и уходит с Аксиньей работать в имение генерала Листницкого. В 1913 году героя призывают в армию, а в 1914 начинается первая мировая война. Г. проходит ее до конца с перерывом на ранение.
Война и армия сталкивают героя со смертью, грязью человеческой жизни. В госпитале Г. встречается с большевиком Гаранжой, который усиливает его разочарование в войне. Но в 1917 году Г. попадает под влияние сотника Изварина, борющегося за независимое казачество.
Герой находится в сильной растерянности: он не знает, на чью сторону ему перейти. Решающей становится встреча с «красным» казаком Подтелковым. Г. начинает воевать против белых. В бою под станицей Глубокой Подтелков, обещавший пленным жизнь, жестоко расправляется с ними.
Г. потрясен: это не вписывается в его представления о справедливости и военной чести. Он уходит из отряда, решая больше не воевать. Но в 1918 году героя мобилизуют в белую армию. Он становится свидетелем расправы над безоружным Подтелковым и его людьми. Это психически надломило Г. — он дезертирует из армии и возвращается домой.
Там, в январе 1919, его чуть не убивают красные. Г. бежит и принимает участие в казачьем восстании против советской власти в качестве командира. Вскоре казаки присоединяются к белым и воюют против революционеров. Г. чувствует себя участником братоубийственной войны.
Белые войска разбивают. Г., не захотев эмигрировать, в 1920 году переходит на сторону красных. После окончания войны его хотят арестовать как бывшего «белого».
Герой бежит в банду Фомина, но не может быть бандитом. Тогда он некоторое время живет в лесу дезертиром, но не выдерживает и в финале романа возвращается домой, к маленькому сыну и родной земле.
Образ Григория Мелехова — центральный в романе-эпопее М. Шолохова «Тихий Дон». О нем сразу невозможно сказать, положительный это или отрицательный герой. Слишком долго он блуждал в поисках правды, своего пути. Григорий Мелехов предстает в романе прежде всего как правдоискатель.
В начале романа Григорий Мелехов — обыкновенный хуторской парень с привычным кругом хозяйственных забот, занятий, развлечений. Он живет бездумно, как трава в степи, следуя традиционным устоям. Даже любовь к Аксинье, захватившая его страстную натуру, ничего не может изменить.
Он позволяет отцу женить себя, как заведено, готовится к военной службе. Все в его жизни происходит невольно, будто бы без его участия, как невольно рассекает он во время косьбы крошечного беззащитного утенка — и содрогнулся от содеянного. Не для кровопролития пришел Григорий Мелехов в этот мир.
Но суровая жизнь вложила в его трудолюбивые руки саблю. Как трагедия пережита Григорием первая пролитая человеческая кровь. Облик убитого им австрийца является потом ему во сне, вызывая душевную боль.
Опыт войны вообще переворачивает его жизнь, заставляет задуматься, заглянуть в себя, прислушаться, присмотреться к людям. Начинается сознательная жизнь. Большевик Гаранжа, встретившийся Григорию в госпитале, будто открывает ему правду и перспективу перемен к лучшему-«Автономист» Ефим Изварин, большевик Федор Подтелков сыграли заметную роль в формировании убеждений Григория Мелехова.
Трагически погибший Федор Подтелков оттолкнул Мелехова, пролив кровь безоружных пленных, поверивших обещаниям захватившего их в плен большевика. Бессмысленность этого убийства и бездушия «диктатора» ошеломили героя. Он тоже войн, много убивал, однако здесь нарушены не только законы человечности, но и законы войны. «Честный до донышка», Григорий Мелехов не может не видеть обмана. Большевики обещали, что не будет бедных и богатых.
Однако уже год прошел, как у власти «красные», а обещанного равенства нет как нет: «взводный в хромовых сапогах, а «Ванек» в обмотках». Григорий очень наблюдателен, ему свойственно обдумывать свои наблюдения, и выводы из его раздумий неутешительны: «Уж ежели пан плох, то из хама пан во сто раз хуже». Гражданская война бросает Григория то в буденновский отряд, то в белые соединения, но это уже не бездумное подчинение укладу или стечению обстоятельств, а сознательный поиск правды, пути. Родной дом и мирный труд видятся ему главными ценностями жизни. На войне, проливая кровь, он мечтает о том, как будет готовиться к севу, и от этих мыслей у него теплеет на душе.
Бывшему сотенному атаману советская власть не позволяет жить мирно, грозит тюрьмой или расстрелом. Продразверстка поселяет в умах многих казаков желание «перевоевать», вместо рабочей власти поставить свою, казачью. На Дону образуются банды. В одну из них, банду Фомина, и попадает Григорий Мелехов, скрывающийся от преследований советской власти.
Но у бандитов нет будущего. Для большинства казаков ясно: сеять надо, а не воевать. К мирному труду тянется и главный герой романа.
Последним испытанием, последней трагической потерей становится для него гибель любимой женщины — Аксиньи, получившей пулю по дороге, как им кажется, к свободной и счастливой жизни. Все погибло. Душа Григория выжжена. Остается лишь последняя, но очень важная ниточка, связывающая героя с жизнью, — это родной дом. Дом, земля, ждущая хозяина, и маленький сын — его будущее, его след на земле.
С удивительной психологической достоверностью и исторической обоснованностью раскрыта глубина противоречий, через которые прошел герой. Многогранность и сложность внутреннего мира человека — всегда в центре внимания М. Шолохова. Индивидуальные судьбы и широкое обобщение путей и перепутий донского казачества позволяют увидеть, как сложна и противоречива Жизнь, как труден выбор истинного пути. Среди героев «Тихого Дона» именно на долю Григория Мелехова выпадает быть нравственным стержнем произведения, воплотившего в себя основные черты мощного народного духа.
Григорий — молодой казак, удалец, человек с большей буквы, но в то же время он человек не без слабостей, тому в подтверждение его безрассудная страсть к замужней женщине — Аксинье, которую он не в силах побороть. Судьба Григория стала символом трагических судеб русского казачества. И потому, проследив весь жизненный путь Григория Мелехова, начиная с истории рода Мелеховых, можно не только раскрыть причины его бед и потерь, но и приблизиться к пониманию сущности той исторической эпохи, чей глубокий и верный облик мы находим на страницах «Тихого Дона», можно многое осознать в трагической судьбе казачеств и русского народа в целом. Григорий немало унаследовал от своего деда Прокофия: вспыльчивый, независимый характер, способность к нежной, самозабвенной любви.
Кровь бабки «турчанки» проявилась не только во внешнем облике Григория, но и в его жилах, и на полях боев, и в строю. Воспитанный в лучших традициях русского казачества, Мелехов смолоду берег казачью честь, понимаемую им шире, чем просто военная доблесть и верность долгу. Основное его отличие, от простых казаков, заключалось в том, что его нравственное чувство не позволяло ему ни делить свою любовь между женой и Аксиньей, ни участвовать в казачьих грабежах и расправах. Создается такое впечатление, что эта эпоха, посылающая Мелехову испытания, старается уничтожить, либо сломить непокорного, гордого казака.
Первым таким испытанием становится для Григория его страсть к Аксинье: он не скрывал свои чувства, готов был ответить за свой проступок в казачьей среде. На мой взгляд, было бы намного хуже, если бы он, юный казак, тайком наведывался к Аксинье. Когда же он понял, что не в состоянии порвать окончательно с прежней любовницей, оставляет хутор и уходит с Аксиньей в Ягодное, пусть не соответствуя расхожему образу казака, но все-таки прислушавшись к своему нравственному чувству и не отказавшись от самого себя.
На войне, честно выполняя свой казачий долг, Григорий не прятался за спинами товарищей, но и не кичился безрассудной храбростью. Четыре Георгиевских креста и четыре медали — вот ценное свидетельство того, как держал себя Мелехов на войне. Григорий Мелехов выделялся в среде прочих казаков, хотя и лишен «сверхчеловеческого» налета, которым авторы обычно наделяют своих главных героев. Неизбежные убийства, которые Григорий совершает в бою, совершаются им холодным оружием, что значит — в равном бою. Он еще долго себя упрекал и не мог себе простить убийство безоружного австрийца.
Ему противно насилие и тем более убийство, по тому что сущность характера Григория — любовь ко всему живому, острое ощущение чужой боли. Все, о чем он мечтает — вернутся в родной курень, заняться любимым хозяйством. Но он казак, удостоившийся за свою доблесть офицерского звания, который с молоком матери впитал неписанные казачьи представления о чести и долге. Это и предопределило трагическую судьбу Мелехова.
Он вынужден разрываться между тягой к родной земле и долгом воина, между семьей и Аксиньей, между белыми и красными Разговор с Мишкой Кошевым как нельзя лучше показал трагическую безысходность того рокового круга, в который попал Мелехов вопреки своей воле: «- Ежели б тогда на гулянке меня не собирались убить красноармейцы, я бы, может, и не участвовал бы в восстании. — Не был бы ты офицером, никто б тебя не трогал. — Ежели б меня не брали на службу, не был бы я офицером… Ну, это длинная песня!» Трагедия Григория Мелехова — это трагедия русского казачества в целом. На чьей бы стороне казаки ни воевали, им хочется одного: вернуться в родной хутор, к жене и детям, пахать землю, вести свое хозяйство.
Но вихрь истории ворвался к ним в курени, сорвав казаков с родных мест и бросив их в самое пекло братоубийственной войны, войны во имя идеалов, малопонятных, а то и чуждых большинству простых казаков. Однако как бы ни мотала казака война, если не омертвела его душа, то жива в ней тоска по земле, по родному хутору. С черной выжженной пожарами степью сравнивает Шолохов жизнь Григория в конце его пути.
Сильный, смелый человек стал легкой щепкой в бурном океане исторических перемен. Вот она — толстовская ничтожность личности в истории. Но как бы не был велик трагизм происходящего, надежду вселяет последняя символическая картина — отец и сын, а кругом «весело зеленеет молодая трава, трепещут над нею в голубом небе бесчисленные жаворонки, пасутся на кормовой зеленке пролетные гуси, и вьют гнезда, осевшие на лето стрепета». ГРИГОРИЙ МЕЛЕХОВ — герой романа М. А. Шолохова «Тихий Дон» . Отдельные литературоведы придерживаются мнения, что истинным автором «Тихого Дона» является донской писатель Федор Дмитриевич Крюков , рукопись которого была подвергнута некоторой переработке.
Сомнения по поводу авторства высказывались со времени появления романа в печати. В 1974 г. в Париже была издана с предисловием А. Солженицына книга анонимного автора «Стремя «Тихого Дона»». В ней автор пытается текстологически обосновать эту точку зрения. В 1978 г. на Международном конгрессе славистов в Загребе были доложены результаты исследовательской работы группы скандинавских славистов во главе с профессором Г. Хотео: проведенные ими текстологические анализы подтвердили авторство М. А. Шолохова .
Прототип Г. М., по словам Шолохова, «горбоносый», как и Г. М., казак с хутора Базки Харлампий Васильевич Ермаков, судьба которого во многом сходна с судьбой Г. М. Исследователи, отмечая, что «образ Г. М. настолько типичен, что в каждом донском казаке мы можем найти что-то от него», полагают прототипом Г. М. одного из братьев Дроздовых — Алексея, жителя хутора Плеша-ков. В ранних произведениях Шолохова встречается имя Григорий — «Пастух» , «Коловерть» , «Путь-дороженька» . Эти тезки Г. М. являются носителями идеологии «новой жизни» и гибнут от руки ее врагов. Г. М. — образ типичнейшего представителя социального слоя донских казаков-крестьян начала XX века. Главное в нем — глубокая привязанность к дому и земледельческому труду.
Это сочетается с понятием воинской чести: Г. М. — отважный и умелый воин, заслуживший во время первой мировой войны чин офицера. Он вобрал в себя лучшие черты русского национального характера: открытость, прямодушие, глубокую внутреннюю нравственность, отсутствие сословной спеси и холодного расчета. Это импульсивная, благородная натура с обостренным чувством чести. После выхода романа одни критики снисходительно причисляли создателя образа Г. М. к бытописателям «узкой казачьей темы», другие требовали от Г. М. «пролетарского сознания», третьи обвиняли автора в защите «кулацкого быта».
В. Гоффеншерер в 1939 г. первый высказал мнение, что Г. М. — герой ни положительный, ни отрицательный, что в его образе сконцентрировалась крестьянская проблема с характерными для ее носителя противоречиями между чертами хозяина и человека труда. Г. М. — центральный герой исторического романа-эпопеи, в котором на максимально приближенной к документальности основе описываются события, захватившие Российскую империю в начале XX»Шв., — первая мировая война, события 1917г., гражданская война и победа советской власти. Поведение Г. М., захваченного потоком этих событий, диктует социально-психологический облик той среды, представителем которой он является. Г. М., коренной донской казак, хлебороб, горячий патриот края, лишенный стремления завоевывать и властвовать, по понятиям времени появления романа в печати является «крестьянином-середняком».
Как профессиональный воин он представляет из себя интерес для враждующих сил, но преследует только свои крестьянские сословные цели. Ему чужды понятия любой дисциплины, кроме той, которая существует в его казацком воинском подразделении. Полный Георгиевский кавалер в первую мировую войну, во время гражданской войны он мечется от одной сражающейся стороны к другой, в конце концов приходя к выводу, что «ученые люди» «спутали» трудовой народ. Потеряв все, он не может оставить родную землю и приходит к единственно дорогому для него — отчему дому, обретая надежду на продолжение жизни в сыне. Г. М. олицетворяет тип благородного героя, сочетающего воинскую доблесть с душевной тонкостью и способностью глубоко чувствовать.
Трагизм отношений с любимой женщиной Аксиньей заключается для него в невозможности привести их союз в согласие с принятыми в его среде морально-нравственными установками, что делает его изгоем и отрывает от единственно приемлемого для него образа жизни. Трагизм его любви усугубляется низким социальным положением и происходящими социально-политическими потрясениями. Г. М. — главный герой великого литературного произведения о судьбе земледельца, его жизни, борьбе, психологии.
Образ Г. М., «мужика-хлебороба в мундире» , образ огромной обобщающей силы при ярко выраженной цельной, глубоко положительной индивидуальности героя, встал в ряд значительнейших в мировой литературе, таких, как, например, Андрей Болконский.
Григорий Мелехов — характеристика персонажа