Гуманистическая идея в новеллах Олеся Гончара
Олесь Терентьевич Гончар — всемирно признанный писатель. Все его произведения гуманистические и поражают глубиной и масштабностью мышления. Его путь в литературе — это настойчивость беспрерывных поисков. Перу писателя принадлежит значительное количество романов, повестей, рассказов, новелл, критических очерков и статей. Есть Олесь Гончар — автор больших форм — романов «Собор», «Знаменосцы», «Человек и оружие», а есть Олесь Гончар — мастер малой формы — это новеллы «Модри Камень», «Весна за Моравою», «Илонка», «Горы поют». И иногда нельзя отделить эти две ипостаси, например, роман «Тронка» состоит из двенадцати новелл. И хотя новеллы представляют сравнительно небольшую частицу творческого наследства писателя, они не являются второстепенными среди его произведений. И им присущ тот же самый гончаровский взгляд на проблемы вечные, глобальные. Будучи конкретным и лаконичным, он смог в небольших по объему произведениях вместить и рассказ, и глубину человеческих чувств.
Стиль Олеся Гончара отличается гармоническим объединением реализма с романтическим видением образов, философской глубиной и лиричностью рассказов. Он будто присутствует на месте каждого действия, всю картину видишь его глазами. Еще одной заметной чертой этих произведений являются создания образа сугубо положительного героя: красивого человека, красивого душой, мысли и чувство которой глубоки.
Этот человек любит пылко и преданно, его видение любимого человека приподнятое, безоблачное. За такую любовь, в котором за миг сконцентрировалось все, можно отдать жизнь. Именно о такой любви идет речь в написанной в конце шестидесятых лет новелле «За миг счастья». Тему любовь с иностранкой на фоне послевоенной реальности, которая для кого-то другого могла послужить основой длинного романа, — Гончар сумел передать сжато, поражающе эмоционально, с таким стилистическим блеском, что рассказ справедливо можно назвать поэмой в прозе. Последние дни войны, Венгрия. Советский артиллерист, украинец Саша, — это еще совсем молодой человек, который, однако, прошел войну, видел бесчисленные горе и ужас. Он так сильно алкает любви. Теперь, когда эта страшная война уже почти совсем позади, не удивительно, что венгерская крестьянка Лариса, которая внезапно ответила ему взаимностью, представилась ему такой необыкновенной красавицей и повелительницей бесчисленных добродетелей. А возможно, он и не ошибался, так как когда, вследствие трагического случая, он убил ее мужа, она не отреклась Саши, хотя для этого ей пришлось идти против родни и общества, поломав свою жизнь. Любовь здесь такая проникновенная, настолько внезапная и пронзительная, что не прислушивается к голосу ума, к обстоятельствам.
Любовь такой силы, которая поднимает над реалиями жизни. Да, за это положена смерть, но миг счастья стоит того, чтобы ни о чем не сетовать. Этот рассказ — будто ключ к пониманию философии Олеся Гончара, его стремление к идеальному, к свободе. Как писатель, он понимал, что абсолютная свобода возможная лишь в сфере чувств, так как лишь они не подчиняются никому и ничему.
В следующей новелле «Железный остров» мы встречаемся с людьми, которые живут мирной жизнью. Герои новеллы — люди твердого народного слога. Крепко связаны они с родной землей. На правах полноценного героя выступает южно-украинская природа: Черное море, таврийская степь, лиман. Нельзя отделить юную трогательную любовь Тони и Виталика от их восприятия родного края, от тревоги за его судьбу. Сюжет, овеянный поэтическим ореолом, основывается на полноценный реальных земных деталях, наполненных богатым философским содержанием: создание и разрушение, гармонии природы и человека. В новелле очень много образов-символов, в частности, танец юных Виталика и Тони на раскаленной палубе затонувшего крейсера.
Сам этот «железный остров» — судно-мишень в море, объект бомбардировки. Драматический момент, когда влюбленные неожиданно становятся мишенью и сидят «ждя ночного удара… молчаливо сжались, будто последние дети земли, будто сироты человечества». Становится ясным, в какой опасности находятся гуманистические ценности под угрозой цивилизационных процессов. Невольно задумываешься — какая судьба у планеты, какова цена промышленного развития?
Прошли десятилетия, но проблемы, что отображены в новелле, не только не исчезли, а еще и заострились. Теми же самыми тревогами и заботами мы живем и сегодня, сложные проблемы и впечатляющие контрасты не потеряли актуальности. Основным объектом исследования Олеся Гончара является человек, его внутренний мир, его помыслы, поступки, ценности. Недаром ему особенно удавались образы положительные, одухотворенные, преисполненные красоты. Неистребимое гуманное начало в человеке, его чистота и величие захватывали писателя. Созданные им образы актуальны во все времена, так как человечность и гуманизм — вечны.
Гуманистическая идея в новеллах Олеся Гончара