ГУМАНИЗМ ЭПОХИ ВОЗРОЖДЕНИЯ
Г. Сервантес «Дон Кихот» и В. Шекспир «Ромео и Джульетта». Эпоха Возрождения в большинстве европейских стран охватывает ХV и ХVI столетие. Это было время, когда народ начал выступать против феодалов, стремясь получить свободу, время роста больших городов и зарождение буржуазии, время оживления торговли и далеких странствий, которые требовали от людей смелости и дерзаний. Сложились новые взгляды на смысл бытия: появилось убеждение, которое наибольшую ценность на Земле представляет человек. Гуманисты — писатели и художники — изучали человека и стремились правдиво ее изобразить. Подтверждение своим идеям они нашли в античном искусстве, которое изображало сильный и прекрасный человека. Таким образом, гуманисты возродили античные традиции. Отсюда и название эпохи — Возрождение. Помню, еще к знакомству с » Дон-Кихотом» М. Сервантеса, ко мне случайно попала статья русского художника Саввы Бродского, который иллюстрировал известный роман испанского писателя, «Страницы испанской тетради», а в ней — стих, понять смысл которого я смогла только после прочтения самого произведения Сервантеса:
Мигеля мать щедрая была; С им вместе двойню родила. Один такой худой, худой, Костлявый, с острой бородой. Открытый взгляд безумных глаз, А на макушке медный таз. Другой родился карапузом, Румяный, толстый, с круглым пузом. Сметлив, хитер, картошкой нос, Курчавой бородой оброс. Один в доспехах и в седле, Другой с котомкой на осел. Один бесстрашно рвется в бой, Дрожит вот трусости другой.
Конечно ж, это — о героях романа Г. Сервантеса: Дон Кихота и Санчо Пансу. Портреты и черты их характеров невозможно спутать ни с какими другими персонажами. Произведение славный испанец наполнен духом эпохи Возрождения: «Друг, Санчо! Пусть будет тебе известно, что волей неба я родился в наши жестокие пор, лишь бы воскресить золотую»,- раскрывает главный герой романа слуге смысл своих поступков. Под словом «золотой» он имеет на внимании рыцарские, по-настоящему достойные человека времена. Дон Кихот это справедливость, человечность, настоящее рыцарство — но живет в эпоху, когда все эти гуманистические ценности испытают осмеяния. Жизни оказывается совсем не таким, которым оно воображается Дон Кихоту, вот потому много какие благородные стремления героя помочь страдальцам приводят к прямо противоположным результатам. Но какое же привлекательное это его стремление к исправлению мира! Дон Кихот борется не за собственные интересы — он захваченный идеей исправления истерзанной действительности. И в этом служении Добру он всегда активный, мужественный и бескорыстный.
Санчо Панса — так же, как и извне — полнейшая противоположность своему господину: он реально смотрит на жизнь, довольно меркантильный. Сытая жизнь — вот его идеал (в отличие от «рыцаря печального образа», который, по словам С. Бродского, «не смог дышать воздухом сытой скуки»). Но, читая роман, мы видим, как Санчо Панса постепенно проникается («С кем поведешь себя, от того и наберешься?») стремлениями, энтузиазмом и благородством своего господина. И хотя Санчо темный, суеверный, главное, чем привлекает его фигура — это чуткость, человечность, желание служить добру:
Один витает в облаках, И пласт земной в его руках. Другой — тот ходит по земля И мыслит только в себя. Но им данная одна судьба Одна мечта, одна борьба. За правду вечные борцы, Бессмертны эти близнецы.
Деятель английского Возрождения, В. Шекспир, тоже изображал человеческую личность, которая ступает к борьбе с феодальным миром. Его «Ромео и Джульетта» — виднейший гимн любви.. Их любовь — это не только страстное чувство, которое не признает никаких препятствий, но и, как всякая высокая любовь,- чувство, которые бесконечно обогащает душу. Гуманисты Возрождения утверждали, что реальность — самый человек, а не ии прозвище или какой-либо искусственно наклеенный ярлык (согласно происхождению или месту в обществе). В самый раз в самом человеке — ее положительные качества и недостатки, все же другое, включая семейные пересказы и родственные обязанности,- второстепенное. «Что есть Монтекки?» — размышляет тринадцатилетняя Джульетта, которая благодаря своему чувству, поднялась к пониманию важных, неминуемых истин.- Разве так зовуть Лицо и плечи, ноги, грудь и руки?». Любовь Ромео и Джульєтти — неудержимое, чистое и героическое — длится лишь несколько дней. Власть и сила не на стороне влюбленных, а на стороне старых форм жизни, где судьбу человека обуславливают не чувство, а деньги, залог, фальшивые понятия о чести семьи. Но, несмотря на то, что герои гибнут, в трагедии торжествуют свет и правда, добро и любовь.
В героях произведений Г. Сервантеса и В. Шекспира мы усматриваем черты, присущие эпохе Возрождения. Герои действуют в полном соответствии с собственными представлениями об истине, отвечая за каждый свой поступок, соответствующим образом реагируя на противодействие вражеского им мира. В борьбе за утверждение идеала жизни принуждает их одолевать множество препятствий. Это люди деятельные и активные, что имеют гуманное мышление, а это уже черты новой, сравнительно с предыдущей эпохой, человека — истинного героя Возрождение.
ГУМАНИЗМ ЭПОХИ ВОЗРОЖДЕНИЯ