Гуманизм в тупике
Г. Айх, В. Вейраух, К. Кролов и М. Л. Кашниц начали писать еще до или во время нацизма. Они продолжали традиции буржуазного гуманизма, который, однако, оставался идеалистическим постулатом. Свое неприятие общественного развития Германии они выражали не политическим, а моральным образом. Разработка опыта войны, показанного большей частью лишь в личном плане, завершилась. Все чаще на передний план выступали черты фатальности бытия. Это изменило — как, например, у Айха, Кролова, а также у Вейрауха — форму поэтического изображения.
Вольфганг Вейраух (1907-1980) в своих стихах, прозе и радиопьесах выступал с требованием морального противодействия «падению человека» 27. Во многих стихотворениях сборника «Написано на стене» (1950) он стремился путем «отмены» научно-технического прогресса «восстановить для человека первозданную ситуацию», «вернуть ему непосредственность» 28.
Вольфганг Вейраух предостерегает от роковых последствий прогресса, которые он иногда связывает с некоторыми историческими датами и событиями. В стихотворении «Петь, чтобы не умереть» (1956), как и в радиопьесах («Минута негра», премьера состоялась в 1953 г.; «Японские рыбаки», премьера в 1955, и др.), он показывает опасность злоупотребления атомной энергией, которое ставит под угрозу каждую человеческую жизнь. Эти опасения не дают поэту возможности разглядеть черты будущего.
К наиболее активным поэтам тех лет принадлежит и Карл Кролов (род. в 1915 г.). Во время войны он вместе с Г. Гауппом издал сборник стихотворений («Благословенная, добрая жизнь», 1943), лейтмотив которого — бегство в сомнительную идиллию. Опубликованные после войны сборники «Стихотворения» (1947) и «Тяжкая кара» (1948) отмечены знаком глубокого потрясения и самоисправления:
Где ты теперь? Какой нездешний мрак Сокрыл твои изломанные кости? Уродливое пугало, сорняк, Бесплотный дух, живущий на погосте.
В последующих сборниках стихов «Приметы мира» (1952), «Ветер и время» (1954), «Дни и ночи» (1956), «Чужие тела» (1959) заметен все усиливающийся отход от социальной проблематики; Кролов все больше обращается к стихам о природе, к ландшафтной поэзии.
Гуманизм в тупике